В Украине наблюдается серьезный всплеск финансового мошенничества с банковскими платежными картами
В Украине наблюдается серьезный всплеск финансового мошенничества с банковскими платежными картами
14 марта 2016 | 00:00

В последнее время в Украине наблюдается серьезный всплеск финансового мошенничества. Эксперты отмечают, что особенно вырос уровень жульничества в так называемой «социальной инженерии». Это искусство манипуляции людьми, чтобы они отдавали личные данные, номера карт и пин-коды. Нечистые на руку дельцы звонят держателю банковской карты и пытаются выманить его конфиденциальные данные, чтобы потом очистить его карточный счет. Чаще всего аферисты представляются сотрудниками банков. О том, как обезопасить себя  и не попасть в лапы аферистов,рассказал бывший руководитель группы советников председателя Национального банка Украины, экономист Виктор Лисицкий.

 

- Виктор Иванович, что следует знать пользователю банковских услуг, чтобы не стать жертвой мошенников?

 

- Хотим мы этого или не хотим, но жизнь становится все сложнее и сложнее, и не только касательно банковских дел. Платежные карты прочно вошли в нашу жизнь, ими пользуются практически все население  - от студентов до пенсионеров, и мошенничество с ними является одним из наиболее распространенных способов изъятия денег. В последнее время появляются все новые виды услуг, новые виды развлечений, новые банковские продукты, которые требуют определенной готовности пользователей этих новаций - клиентов финансово-кредитных учреждений - к возможным рискам и угрозам. Пользователи должны лучше понимать, с чем они имеют дело.

 

Отмечу, что в банковской сфере за последние 15-20 лет произошло радикальное обновление сферы общения банка с клиентом, с заемщиком либо плательщиком.   Появились совершенно новые возможности – в том числе электронные платежи, которые сейчас очень широко используются. Это все произошло благодаря Интернету и другим техническим новациям. В этой связи люди должны понимать, что с появлением новых возможностей  в части использования денег, проведения платежей, поддержания своей финансовой  стабильности, появились и новые инструменты, которыми надо уметь пользоваться.   

 

- Как  научиться пользоваться новыми банковскими инструментами?

 

- Работая в одном из крупных украинских банков, могу сказать, что за прошлый год было порядка 10-15 обращений разных людей и даже не клиентов банка с просьбой о помощи. Человек «влетел» куда-то, но зачастую это связано с тем, что он просто-напросто не читает документов, которые он же подписывает. В этих документах очень подробно, дотошно и доходчиво выписана система отношений банка и его клиентов. Люди не читают или не дочитывают такие документы. Кроме того, банки постоянно дают всякого рода оперативные инструкции и разъяснения о том, что ни в коем случае и никогда нельзя никому передавать свои конфиденциальные данные, пин-коды платежных карт и пр. Пользуйтесь ими только сами, предупреждают клиентов. Сплошь и рядом эти положения нарушаются. В результате происходят всякие неприятности, и я могу привести достаточно много примеров.  

 

-Какие примеры вы могли бы привести?

 

- Лично со мной недавно произошел похожий случай. Мошенники позвонили на мой рабочий, «финансовый», телефон. Видимо, не понимали, на кого напали. Голос представился сотрудником банка и предложил обеспечить надежную защиту моих денег. Жулик называл меня по имени-отчеству, знал, что у меня есть платежная карточка и счета в банке. Откуда им все обо мне известно? Понятно, что это все хакерские дела.  Причем у меня несколько телефонных номеров, а позвонили именно на рабочий. Знают, что я Виктор Иванович и знают, какая у меня есть платежная карта. По телефону мне объясняли, что сейчас по смс придет 8-значный код, который надо продиктовать и там моментально наведут порядок, чтобы меняв никто не тронул. Когда мошенник дошел до того, что попросил передать ему мой пин-код, мне стало все ясно. Я пообещал вывести его на чистую воду, и он тут же бросил трубку. Я сразу же проверил свои счета и убедился, что с ними все нормально. Я неслучайно привел этот случай, когда меня хотели «развести». Это обычная практика злоумышленников. Совершенно очевидно, что этот мошенник не имел никакого отношения к снятию денег с моей карты

 

- Специалисты проверили этот звонок?

 

- Безусловно.  Наши специалисты проверили номер, с которого мне звонили жулики. Оказалось, это был днепропетровский номер. В базе данных банка такого телефона не оказалось. По словам наших сотрудников, это очень хитрые ребята, которые сидят на востоке страны, куда нам физически добраться невозможно. Эта команда умудряется маскироваться под днепропетровские номера, обманывает людей и уводит деньги. Это все хакерские дела - воровство информации и жульничество.

 

К сожалению, в течение последних недель в банк поступали многие обращения граждан с жалобами на мошенников. Недавно одна женщина поделилась своим несчастьем:  ей позвонили и попросили передать код, сказали, придет смс, и все будет отлично. Она так и сделала и потеряла свои деньги - 14 тыс. грн.

 

- Как  можно распознать злоумышленников?

 

- Из своего достаточно большого опыта знаю, что восточные славяне вообще не имеют моды читать документы. Помню, в свое время, работая на заводе, мы шутили, что инструкции до конца читают только военпреды. И это объяснимо, ведь еще до войны при Сталине был соответствующий документ, который устанавливал, что военпреды несут ответственность во внесудебном порядке.  В то время их просто за какую-то ерунду  могли взять и расстрелять.

 

Дам несколько советов, которые могут пригодиться каждому. Первое –  читайте внимательно документы, которые подписываете. Вообще у восточных славян есть такая небрежность в «общении» с документами: «мы - не принцы, дочитывать документы до конца не будем». Повторю, во всех мошеннических случаях главное связано с тем, что клиенты банка не читают текст документов, которые они подписывают, и просто игнорируют рекомендации банка. Второй момент -  банки постоянно выдают всякого рода предупреждения, строго следовать их рекомендациям нужно обязательно. Слушайте банки и внимательно прислушивайтесь к советам финансистов,  например, к тому, что говорит сотрудник фронт-офиса банка. Пользователи банковских услуг должны понимать, что банки очень заинтересованы в том, чтобы их любили клиенты, и банки борются за клиентуру по элементарным соображениям, поскольку это их главный контрагент.

 

-  Каких рисков нужно избегать при операциях с банкоматами?

 

- Советую пользоваться банкоматами в людных местах, где «повесить» на банкомат какие хитрые «штучки» злоумышленникам не так-то просто. Это могут быть банкоматы в больших магазинах, при гостиницах, хотя не исключено, что и там  могут встречаться грабители, которые чуть ли с ножом к горлу могут потребовать отдать деньги с карточки жертвы. Конечно, можно ввести неправильный код.  Точных данных по таким случаям у меня нет, но за последний год, судя по уверениям правоохранителей, преступность в стране сильно выросла, воруют страшно...

 

- Какие меры предосторожности нужны при  «работе» с электронными деньгами?

 

- Если нужно вам что-то оплатить, то, во-первых, у вас должны быть четкие и надежные реквизиты того, кому вы собираетесь платить. Во-вторых, нужно со своей карточки или со своего счета отправлять деньги на реквизиты этого получателя, и при этом ни в коем случае не реагировать, не отвечать, если вам кто-то будет звонить и советовать, сделай не так, а эдак. Такие случаи бывают, выдуривают у человека секретный код, просят также посмотреть на задней стороне карты трехзначный код  и сообщить им - жулики этим вовсю пользуются. Между тем все банки единодушно, в один голос твердят – никому не передавайте данные своей платежной карты, пин-код, и все, что приходит вам в виде смс-сообщений на мобилку, игнорируйте, поскольку это связано с использованием ваших денежных средств.

 

Не надо забывать, что кроме этого вида мошенничества, существует и много других. Так, определенные силы стараются добраться до баз данных банковских структур и сделать большую «шкоду». Когда становится очевидно, что человек ничего не делал и у него вдруг исчезли деньги с карточки, то банк разводит руками и возвращает своему клиенту украденные средства за счет своей прибыли.

 

 

 

 

 

www.ua-banker.com

Просмотров: 2893
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
Показать комментарии (0) Скрыть комментарии Обновить
Спасибо!
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:
Повторите изображенный на картинке код*:
Защитный код