Упрощенец?! На базар или на помойку!..
Упрощенец?! На базар или на помойку!..
20 декабря 2010 | 00:45

Телячий “полувосторг” по поводу того, что с принятием Налогового кодекса упрощенная система налогообложения и отчетности пока остается якобы без изменений, быстро улетучился. Зато выяснилось: во-первых, ключевым здесь является слово “пока”, поскольку вопрос, какой быть упрощенке и быть ли ей вообще, оказывается, отложили на 2 месяца (почему на 2, а не на 3, т.е. на квартал?); во-вторых, ключевым словом является также “якобы”, ибо в итоге оказалось, что, по сравнению с предыдущим вариантом, действовавшим 11 лет с 1999 года по указу Л.Кучмы, сфера действия упрощенки значительно сокращена.

 

Итак, формально пока все вроде бы осталось, как было: максимальный оборот за год — 500 тыс. грн., до 10 человек наемных работников, ежемесячный единый налог с предпринимателя — 200 грн., кассовые аппараты не нужны, а необходимо вести книгу прихода-расхода, но ее, честно говоря, по указу Кучмы нужно было вести, просто многие уже об этом забыли. Правда, и тут, как говорил литературный персонаж, “все так, але тільки трішечки не так”. До сих пор в едином налоге размером, повторим, 200 грн. сидели пенсионные взносы в размере 84 грн., и когда-то, “на заре единоналожия”, когда минимальная зарплата составляла едва 160 грн., такой пенсионный взнос был весьма солидным. Со временем не столько “неуклонный рост благосостояния”, сколько банальная инфляция заставили поднять минимальную зарплату, достигшую сейчас почти 900 грн., в связи с чем пенсионных взносов упрощенцев “маловато показалось”. Поэтому с 1 июля 2010 года законом о внесении изменений в закон об общеобязательном пенсионном страховании от 7 июля, т.е. задним числом или, говоря точнее, “через задний проход”, как и все, что у нас делается, упрощенцев обязали ежемесячно доплачивать чуть менее 300–84=216 грн. (арифметика приблизительна, чтобы не усложнять суть), что составляет 632,46 грн. за III квартал и 656,34 грн. за IV квартал 2010 года, как следует из бумажек, которые Пенсионный фонд разослал упрощенцам. Повторим: это касается только платы самозанятого за себя, а если у мелкого предпринимателя есть наемные работники, то суммы увеличиваются в арифметико-геометрической прогрессии.

 

Таким образом, выходит, что стоимость упрощенки с пенсионными отчислениями в месяц для самозанятого с 1 июля составляет уже не 200, а несколько более 400 грн. Но после Нового года и Рождества Христова станет еще хуже...

 

Хотя максимальная ставка единого налога пока остается в размере 200 грн., но, насколько можно понять “мудаковатые” комментарии того “элитарного быдла”, которое у нас законы разрабатывает и принимает, эта сумма будет якобы составлять только единый налог, разделяемый Госказначейством между центральным и местным бюджетами. Кстати, до сих пор в этих 200 грн. сидели еще и небольшие отчисления в фонды занятости и соцстраха, но это уже мелочи. А пенсионных взносов в едином налоге теперь якобы не будет вообще, посему каждый месяц нужно будет отдельно платить, по состоянию на сегодня, 300 грн. пенсионных отчислений. Если это не так, то пусть упомянутые “мудозвоны” пояснят, чтобы понятно было. Таким образом, ежемесячно упрощенка для самозанятого будет обходиться “всего-навсего лишь” в 500 грн., т.е. за последние полгода правления “проффесионалов” она выросла в 2,5 раза! А такую сумму уже не все “потянут”, особенно в кризис. И это, повторим, “пока”, ибо “проффесиАналы” пообещали в течение двух месяцев “решить вопрос” с упрощенкой окончательно! Кстати, сам факт наличия не одного, как раньше, а двух платежей в бюджет и в Пенсионный фонд с последующим составлением не одного, а двух отчетов, последующим занесением оных отчетов не в одну, а уже в две конторы с сопутствующим выстаиванием не в одной, а в двух очередях в значительной степени усложняет упрощенку, делая ее “усложненкой”. И если бланк отчета в налоговую инспекцию для упрощенца действительно является упрощенным настолько, что его в состоянии оформить любая базарная торговка, даже если у ней “два класса и три коридора” церковно-тюремной школы “строгого режима”, то в бланках отчетов и “персонификаций” Пенсионного фонда все “по-взрослому”: множество граф, кодификаций и т.д., да и самих этих бланков несколько, образцы висят в райотделе ПФ на стенке, но заполнять на стенке свои бланки предпринимателям неудобно — шариковая ручка писать отказывается. Это, знаете ли, как в известном пошлом анекдоте, что рояль — это очень скользкий музыкальный инструмент. Но последние данные еще более неутешительные...

 

Ведь у нас сначала депутаты числом 100 душ, бегая по залу, сначала голосуют за законы от имени остального отсутствующего “депутатского кодла”, затем Янукович эти законы подписывает, и лишь через некоторое время наконец-то выясняется, за что же проголосовали! По последним данным оказывается, что, кроме единого налога, упрощенцы должны будут платить единый социальный взнос, причем пока неясно, на основании чего, ибо в Налоговом кодексе этого вроде бы нет... Или есть?! Так что же тогда принимали, за что голосовали и чему так радовались “базарные революционеры”, когда довольными расходились с Майдана? Насколько можно понять, в единый социальный взнос, кроме пенсионных отчислений, очевидно, будут входить отчисления в соцстрах и фонд занятости, что особо возмущает, ибо это чистой воды “развод на бабки”: в случае болезни или потери бизнеса самозанятый упрощенец из указанных фондов не получит ни копейки — ни по больничному, ни по безработице! По имеющейся информации, этот единый социальный взнос составит от 338 до 458 грн., т.е. в сумме с единым налогом стоимость упрощенки для самозанятого может достигнуть более 650 грн. в месяц, т.е. более 80 долл. США по нынешнему курсу при средней зарплате по стране, едва превышающей 200 долл., да с учетом катастрофического подорожания продуктов питания и коммунальных тарифов! Очевидно, что значительная часть упрощенцев, особенно в кризис, который еще не окончился и неизвестно когда окончится, такую сумму не потянет, и у них есть лишь один путь — закрываться! Но и это еще не все...

 

Больше всего шуму вызвали предыдущие планы то ли увеличить до 600—800 тыс., то ли уменьшить до 300 тыс. максимально допустимый годовой объем реализации товаров, работ, услуг для упрощенца, причем при превышении 300 тыс. всех принудить к работе через кассовый аппарат, причем этим аппаратом каждую торговую точку упрощенца государство якобы бесплатно обеспечит бюджетным коштом, т.е. за счет плательщиков налогов. Едва ли стоит подчеркивать, что это бред сивой кобылы, что из этого ничего не выйдет, что у государства столько денег нет. Наконец у остальных налогоплательщиков возникают абсолютно справедливые и возмущенные вопросы: а чего это мы должны финансировать кассовые аппараты для упрощенцев? почему торговые точки от юрлиц должны покупать и содержать кассово-аппаратную технику за свой счет, а в соседней лавке, принадлежащей упрощенцу-физлицу, ее поставят за государственный счет?

 

Много шума из-за ограничений годовой выручки и кассовых аппаратов было потому, что более всех митинговали базарные торговцы, являющиеся значительной частью малого бизнеса. Их это касается напрямую, ибо они работают за наличку, за наличку и еще раз за наличку, и по-другому они работать не могут, не хотят и вообще не представляют себе, что можно работать по-другому.

 

Но ведь базарные торговцы — далеко не все упрощенцы. Многие упрощенцы работают цивилизованно через банк по безналичному расчету, а потому вопрос кассовых аппаратов там отпадает в принципе. Более того, нынешнего ограничения выручки в 500 грн. в большинстве случаев вполне достаточно, хватает даже 300 тыс., особенно в кризис, когда спрос и заказы катастрофически уменьшились. Так что и эта проблема далеко не всегда актуальна.

 

Намного хуже то, что после вето и последующей “рихтовки” налогового законодательства путем возврата упрощенки в доселе существовавшем виде в Налоговом кодексе осталось ограничение по отнесению на валовые расходы плательщиков налога на прибыль сумм, уплаченных в связи с приобретением товаров, работ, услуг у физических лиц — предпринимателей, находящихся на едином налоге. Это ограничение не касается почему-то только услуг по информатизации, хотя непонятно, чем компьютерщики лучше электриков, механиков, сантехников, вентиляционщиков, фотографов, даже юристов и представителей прочих профессий.

 

Такая “дискриминация по профессиональному признаку”, или, если угодно, “запрет на профессию”, фактически отсекает от возможности зарабатывать на жизнь целый пласт упрощенцев, прежде всего самозанятых. Обратите внимание: на жизнь они зарабатывают не на базаре, а профессиональным трудом, требующим долгих лет обучения и опыта работы. А ведь, как правило, это наиболее квалифицированная часть упрощенцев из числа бывших мастеров, техников, инженеров и других специалистов. Тем более что, повторим, именно эта часть упрощенцев чаще всего работает официально, “по-белому”, т.е. через текущий счет в банке, уже хотя бы потому, что их заказчики — это крупные предприятия всех форм собственности, которые не занимаются такими “глупостями”, как оплата наличными тех статей расходов, которые можно законно провести в качестве официальных валовых расходов.

 

Таким образом, с 1 января 2011 года далеко не все самозанятые смогут реализовать свое неотъемлемое право вести предпринимательскую деятельность и зарабатывать квалифицированным трудом в соответствии с имеющейся профессией. А еще многие комментаторы справедливо усматривают в этом свидетельство того, что упрощенку рано или позно “прикончат”!

 

А пока с 1 января, если ты упрощенец, то место тебе или на базаре, или на помойке...

 

 

 

 

www.ua-banker.com

Статьи, размещаемые в данном проекте, перепечатываются из других источников без купюр и изменений. Ответственность за достоверность материалов проект не несет. Редакция проекта и Лупоносов А.В. могут не разделять точку зрения автора данных публикаций.

 

 

www.ua-banker.com

Просмотров: 3224
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
Показать комментарии (2) Скрыть комментарии Обновить
Спасибо!
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:
Повторите изображенный на картинке код*:
Защитный код