Почему стал возможен обман вкладчиков банка Михайловский и будут ли наказаны банкиры-мошенники ?
Почему стал возможен обман вкладчиков банка Михайловский и будут ли наказаны банкиры-мошенники ?
22 июня 2016 | 04:16

На днях представители НБУ встретились с инициативной группой по вопросу банка Михайловский и связанных с ним финансовых компаний. Люди с болью и гневом рассказывали о том, что не могут забрать свои деньги, доверенные недобросовестному бизнесмену.

 

Вопрос признания операций, проведенных банком накануне введения временной администрации, действительными или никчемными сейчас находится на изучении Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ).

 

Но уже сегодня совершенно очевидно: самыми незащищенными и, самое главное, нагло обманутыми собственником, оказались вкладчики финансовой компании. И требования вроде «пусть заберут из государственного бюджета миллиард гривен и отдадут их нам» не могут служить аргументами. Все решения ФГВФЛ будут приниматься в строгом соответствии с законодательством.

 

Ситуация с Михайловским еще раз проявила крупные проблемы украинского финансового рынка.

 

Отсутствие ответственности

 

Если бы хоть одного из владельцев обанкротившихся за последние годы банков осудили, возможно, собственник банка Михайловский не решился бы на столь дерзкую и масштабную аферу.

 

К сожалению, несмотря на более 300 заявлений Нацбанка и Фонда гарантирования вкладов в адрес правоохранительных органов, ни один из владельцев банков-банкротов так и не был привлечен к ответственности. А безнаказанность, как известно, порождает вседозволенность. Поэтому не удивлюсь, если аппетиты у аферистов будут расти. Ведь пока что выгоднее не платить по долгам, а направить часть украденных денег на то, чтобы обелить свою репутацию и переложить вину на чужие плечи - государства, ФГВФЛ, НБУ. Не важно чьи, лишь бы самому выйти сухим из воды.

 

Безусловно, и ФГВФЛ, и Нацбанк будут настаивать на объективном и максимально прозрачном расследовании ситуации с банком Михайловский. К этому вопросу подключились и народные депутаты, и мы надеемся, что такое внимание общественности поможет сдвинуть расследования в отношении недобросовестных банкиров с мертвой точки.

 

Но вкладчикам нужно четко помнить, что согласно Закону Украины о системе гарантирования выплаты из Фонда гарантирования вкладов предусмотрены только для частных лиц, депозиты которых в в банках не превышают 200 тысяч гривен.

 

При этом, если финансовая компания обслуживается в банке и банк по ее поручению привлекает деньги физлиц, - это не вклады в банк. Это вклады в финансовую компанию. Ну и, конечно, любой договор нужно внимательно читать, прежде, чем подписывать. Каким бы надежными не казались банк и его владелец, но если договор заключается с небанковской финансовой компанией, нужно понимать, что никаких гарантийных выплат не будет.

 

Отсутствие комплексного надзора или почему вообще стала возможной такая ситуация?

 

На сегодняшний день в Украине функционирует более 2000 небанковских финансовых учреждений, за минусом страховых компаний и ломбардов – около 600 из них имеют возможность привлекать вклады. Кто собственники этих компаний? В какие активы могут вкладывать такие компании? Кто контролирует их качество? На основании какой отчетности? Какая ответственность собственников предусмотрена за банкротство таких компаний?

 

Перечень вопросов далеко не полон. Ответ один – сегодня все небанковские финансовые учреждения работают в очень слабом регуляторном поле. И их собственники с радостью используют так называемый регуляторный арбитраж: операции, которые не могут быть проведены в банках, проводятся в финансовых компаниях.

 

Сколько есть еще таких компаний, связанных с банками, ответить невозможно. Потому что их структура собственности далека от прозрачности.

 

Как с такой проблемой справляются в других странах? Достаточно просто: консолидируют надзор над всеми финансовыми компаниями (банками и небанками) у одного регулятора. Тогда и требования к компаниям становятся подобными, и связанность между банками и компаниями - очевидной, и качество активов финкомпаний, уровень их риска можно регулировать.

 

Поэтому Национальный банк полностью поддерживает "сплит" – разделение функций Нацкомфинуслуг между Нацбанком и Нацкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. Соответствующие законопроекты были поданы в Верховную Раду еще летом прошлого года. Но до сих пор не только не были приняты парламентом, но даже не прошли первое чтение.

 

Как известно, у семи нянек дитя без глазу. И текущее разделение финансового рынка между регуляторами это еще раз доказывает. Поэтому мы надеемся на скорейшее принятие "сплита", как это сделали в большинстве стран мира, включая наших соседей: Польшу и страны Балтики. Только в таком случае Нацбанк сможет увидеть полную картину финансовых потоков и своевременно останавливать схемные операции.

 

 

www.ua-banker.com

Просмотров: 1618
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
Показать комментарии (1) Скрыть комментарии Обновить
Спасибо!
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:
Повторите изображенный на картинке код*:
Защитный код