Все о чем не договаривают в банке
Loading...
Китайский кредит Януковича проезжает мимо Киева, реформировать энергосистему Украина, будет на собственные средства
Китайский кредит Януковича проезжает мимо Киева, реформировать энергосистему Украина, будет на собственные средства
17 апреля 2017 | 02:40

Гигантский кредит в 3,6 млрд долл., о котором Виктор Янукович договорился с китайцами во времена своего президентства, нынешние власти Украины скорее всего не получат. Китайцы собирались профинансировать реформу энергосистемы Украины, чтобы сократить потребление импортного газа в пользу местного угля. Однако правительство Петра Порошенко не подготовило для китайцев ни одного проекта, сообщает агентство Reuters. Состояние энергосистемы Украины принципиально важно и для России, от которой Евросоюз требует продления газовых контрактов с Киевом на период после 2019 года.

 

Перспектива получения Незалежной китайского кредита на 3,65 млрд долл. для реформирования газовой сферы остается неясной. Киев еще в 2012 году подписал соглашение с Государственным банком развития Китая о выделении специальной кредитной линии на 3,65 млрд долл. Предполагалось, что средства будут направлены на финансирование проектов, позволяющих Незалежной стать более независимой в газовой и угольной сферах, напоминает Reuters.

 

При этом до июня 2017 года украинская сторона должна предложить конкретные проекты, на которые планируется потратить китайские деньги. Однако пока ни один из энергопроектов в Киеве не утвержден. «Правительство утверждает, что предложение, по крайней мере по одному из проектов, будет готово к установленному сроку. Однако неясно, позволит ли CDB (Государственный банк развития Китая. – «НГ») Украине получить доступ к части финансирования, если предложения по всему объему кредита еще не готовы», – уточняет Reuters.

 

Замминистра финансов Украины Юрий Буца утверждает, что предложения не будут готовы к установленному сроку. Однако на часть китайского кредита он все же надеется. «У нас есть все намерения использовать эти средства. Я знаю, что в «Нафтогазе» идет серьезная работа, поэтому я верю, что в ближайшее время мы увидим прогресс», – сказал он. Другой вопрос, пойдет ли на такие условия Китай.

 

Отметим, еще в апреле прошлого года «Нафтогаз Украины» передал в Минэкономразвития Украины свои предложения по реализации четырех инвестпроектов на средства, предоставляемые китайским банком. В частности, украинская компания предполагала направить 1,7 млрд долл. в модернизацию системы отопления жилых домов. Еще два проекта на 1,3 млрд долл. предполагают разработку и строительство угольных электростанций в Киеве и Львовской области. Кроме того, 400 млн долл. «Нафтогаз» планирует направить на закупку бурового и вспомогательного оборудования с целью увеличения добычи газа компанией «Укргаздобыча».

 

В итоге все эти проекты, по замыслу компании, позволят снизить зависимость Украины от импорта газа и увеличить объемы собственного производства энергии в стране.

 

Однако пока украинские чиновники, похоже, не в состоянии договориться друг с другом. «Не хватает конвергенции в позиции между нами и Министерством энергетики», – рассказал глава «Углесинтезгаза» Андрей Супрун, не поясняя, в чем состоит конфликт между ведомствами. «Сумма огромная, а кредит – под украинскими государственными гарантиями. Проект такого масштаба политический, поэтому такая проблема требует совместной позиции министров экономики, энергетики и финансов», – объяснил он.

 

Подобная неопределенность и чехарда с проектами выглядят удивительно, если учесть, что речь идет о кредите, который Киев подписал с китайским Госбанком еще в 2012 году – то есть до появления евромайдана даже в проекте.

 

Изначально китайские деньги предполагалось направить на финансирование проектов по замещению потребления природного газа украинским углем. Часть объектов теплоэнергетики должна была перейти на водоугольное топливо. Планировалось строительство заводов по газификации бурого и каменного угля. За китайские деньги предполагалось перевести Зуевскую, Николаевскую, Криворожскую и Симферопольскую ТЭЦ на использование водоугольного топлива. Сооружение заводов по газификации бурого и каменного угля предполагалось в Луганской, Донецкой и Одесской областях по технологии Shell, апробированной в Китае. Такие проекты обещали Украине экономию около 2 млрд куб. м природного газа.

 

Предполагалось, что срок кредитования составит 19 лет: четыре года на подготовку и согласование утвержденных проектов и подписание индивидуальных кредитных соглашений, 15 лет – срок действия индивидуальных кредитных соглашений.

 

Очевидно, что сейчас на фоне блокады Донбасса и дефицита угля подобные проекты уже не выглядят столь привлекательно. Кроме того, китайский кредит и вовсе может оказаться не столь уж заманчивым. Как известно, распространенная модель выдачи кредитов китайскими банками состоит в том, что заемщик зачастую обязуется часть средств потратить на приобретение товаров в КНР или же использовать средства для расчетов с китайскими подрядчиками. По словам главного советника предправления «Нафтогаз Украины» Сергея Алексеенко, доля китайских товаров и услуг должна составлять не менее 60%.

 

Вероятная потеря Украиной китайского кредита обсуждается не впервые. Подобные опасения звучали и год назад. Прием заявок на китайский кредит должен был завершиться в июне 2016-го. А уже в декабре планировался старт хотя бы одного из утвержденных проектов. И уже тогда китайские банкиры высказывали претензии к украинцам. Основная из них – непоследовательность и разобщенность позиций правительственных ведомств.

 

Дело не только в нерасторопности украинских чиновников, замечают эксперты «НГ». «Договор с китайской стороной был подписан в 2012 году, с тех пор в стране изменилось очень многое. Ситуация в угольной промышленности сейчас крайне нестабильна. Во-вторых, кредитная линия в размере 3,65 млрд долл. должна была быть выделена под госгарантии Украины. А сегодня финансовая ситуация в стране сильно изменилась, в том числе и в связи с неоплаченным долгом перед РФ в 3 млрд долл.», – говорит руководитель отдела продаж компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский.

 

Не стоит исключать и политические факторы. «Проще говоря, отставание в сроках подготовки проектной документации является лишь формальной отговоркой. На деле украинско-китайские проекты нереализуемы в силу существенных политических факторов, а также высокой вероятности финансового коллапса», – полагает Звенигородский.

 

В 2012 году китайская экономика находилась на пике темпов роста, напоминает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. «Инфляционные риски были минимальны, а компании демонстрировали рекордный рост капитализации. Поэтому на тот момент правительство могло спокойно разговаривать о кредитах с целью продвижения своих технологий на зарубежных энергорынках. На сегодняшний день все изменилось – как в Украине, так и в самом Китае. И если подписанные соглашения не подразумевают обязательного исполнения хотя бы части установленных договоренностей в заданный срок, то вполне возможно, что стороны уже решили отложить это мероприятие до лучших времен», – рассуждает эксперт.

 

Но если китайские 3,65 млрд долл. пока под большим вопросом, то 2 млрд долл. от продажи газотранспортной системы (ГТС) Украины выглядят куда более реально.

 

Как сообщил на прошлой неделе на своей странице в Facebook премьер-министр Украины Владимир Гройсман, «Нафтогаз Украины» и «Укртрансгаз» подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в использовании и развитии ГТС Украины с итальянской компанией Snam S.p.A. и словацкой Eustream a.s. По словам премьера, меморандум был подписан в присутствии министра энергетики и угольной промышленности Украины Игоря Насалика, комиссара ЕС по энергетике и климатическим воздействиям Мигеля Каньете и министра экономического развития Италии Карло Календы.

 

Гройсман отметил, что подписание такого документа является хорошим сигналом о доверии к стране и об уверенности в важности украинской ГТС для Европы. «Мы убеждены, что сохраним свои позиции на рынке транспортировки газа. А сотрудничество, которое сегодня развивается, позволит использовать международный опыт и знания для трансформации украинского оператора по европейским стандартам», – подчеркнул он. Заметим, по украинским законам иностранцам может принадлежать не больше 49% компании – оператора ГТС.

 

Обе компании ранее неоднократно проявляли интерес к украинской ГТС. При этом итальянская Snam уже заявила, что намерена инвестировать в ГТС Украины 2 млрд долл. И, что даже более важно, – обеспечить ее загрузку после 2019 года, в конце которого истечет транзитный контракт Киева с «Газпромом».

 

Правда, что могут приобрести итальянцы за 2 млрд долл. – пока не вполне ясно. Ранее в Baker Tilly Ukraine оценивали общую стоимость украинской ГТС в 20–26 млрд долл. Российские оценки были скромнее – 15–17 млрд долл. 

 

 

www.ua-banker.com

Просмотров: 475
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
Показать комментарии (0) Скрыть комментарии Обновить
Спасибо!
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:
Повторите изображенный на картинке код*:
Защитный код