«Экономическое чудо» Евромайдана
«Экономическое чудо» Евромайдана
25 ноября 2018 | 16:42

«Одиннадцать кварталов подряд экономика растет. Это означает, что начался подъем. В принципе, если посмотреть на нужды государства — все нормально, мы сбалансированы. Но если смотреть на долги, нужна внешняя поддержка, чтобы перекредитоваться, чтобы вернуть прежние долги. 2019—2021 годы — пиковые годы выплат», — сказал премьер украинского правительства Владимир Гройсман в эфире телеканала «ВІТА». Глава правительства подчеркнул, что «деньги берутся под выполнение определенных обязательств», поэтому «сделать эту работу нужно еще и для того, чтобы вернуть доверие кредиторов».

 

«Рост?» — удивленно повели бровью граждане, утомленные депрессивными новостями. И хотелось бы поверить, но очень трудно. Но на всякий случай многие полезли проверять: чем черт не шутит, в стране улучшения, а мы и не знаем.

 

Действительно, Государственная служба статистики оценила рост реального валового внутреннего продукта Украины во втором квартале 2018-го (в годовом исчислении) по отношению к тому периоду прошлого года в 3,8%. Правда, в третьем квартале он замедлился до 2,8%, но и это все же больше, чем в той же России.

 

Впрочем, стоит напомнить, что отсчет начала роста ведется от результата 2015 года, в котором номинальный внутренний валовой продукт на Украине (по данным Всемирного банка) упал вдвое по сравнению с 2013-м. Правда, если считать по паритету покупательной способности, тогда падение составило «всего» 13-14%. В общем, в этом году украинский ВВП по ППС еще не достигнет докризисного уровня, не дотянув до него нескольких пунктов, но еще годик, другой и Украина вернется на исходные позиции.

 

Ускорение экономического роста на Украине обусловлено прежде всего увеличением инвестиций и внутреннего потребительского спроса. Такое мнение на своей странице в Facebook высказал председатель совета Национального банка Богдан Данилишин. По его словам, «в первом полугодии 2018 года зафиксировано продолжение позитивных экономических тенденций и основных признаков макроэкономической стабилизации, которые происходили на фоне процессов реформирования в направлении как повышения доходов населения, так и усиления инвестиционной составляющей роста, а также в целом благоприятных внешних условий».

 

Однако, по словам президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, Богдан Данилишин изложил в своем посте «чистую теорию». «Остается загадкой, где он нашел инвестиции в Украине, — пишет экономист в своем блоге. — Даже официальные данные Госстата показывают снижение капитальных вложений, а платежный баланс Украины показывает, что в этом году зарубежных инвестиций почти нет». Что касается внутреннего потребления, то, говорит Охрименко, оно действительно немного растет, но в этом случае нужно непременно вспомнить о деньгах гастарбайтеров. Не было бы этих денег — не росло бы и потребление.

 

Хоть в словах Охрименко и есть рациональное зерно, многие в Украине считают этого эксперта «пророссийски настроенным и ангажированным Кремлем», что позволяет ставить его утверждения под сомнение, как и заявления официальной украинской власти об успехах и положительных тенденциях в экономике. «Хочешь достичь успеха — не верь никому, только себе, да и себе через раз», — к такой формуле пришел украинский бизнес, делая поправку на политизацию процессов.

 

Но вернемся к цифрам. Показатели внешней торговли не порадовали. По данным Госстата,  внешнеторговый баланс Украины за девять месяцев сведен с дефицитом 3,5 миллиарда долларов, что в три раза больше, чем за тот же период предыдущего года. Импорт товаров и услуг в Украину в этом году растет практически вдвое быстрее, чем экспорт.

 

Также Счетная палата констатировала, что за январь—сентябрь госбюждет недополучил 94 миллиарда гривен. По мнению главы ведомства Валерия Пацкана, высказанного на брифинге в Киеве, это стало основной причиной невыполнения плана расходов по итогам трех кварталов почти на 58 млрд грн, что может обернуться и невыполнением госбюджета за 2018 год.

 

Зато стоит немного подробней остановиться на успехах украинского сельского хозяйства: похоже, оно и впрямь растет. «Когда мы говорим об агропромышленном комплексе, 17% ВВП формируете именно вы — ваши руки, ваш интеллект, ваши технологии», — сказал Владимир Гройсман, поздравляя работников сельского хозяйства с профессиональным праздником. Также премьер отметил, что продукция отечественного АПК экспортируется в 190 стран мира.

 

Кстати, «сельхоздержавой» (в этом смысле) Украина уже успела побывать: когда в 2000 году агросектор составлял точно такую же долю в ВВП, что и сейчас. Затем ее «качнуло» в другую сторону, и доля сельского хозяйства упала к 2007 году до 7,5%, но потом процесс вновь пошел в обратном направлении.

 

Однако критики власти не разделяют столь безудержного оптимизма Гройсмана, а заметный рост сельхоздоли в ВВП объясняют не только увеличением производства агропродукции, но и значительным спадом в остальных отраслях экономики в сравнении с домайданным 2013-м. По мнению экспертов, перспектива превратиться в «великую сельхоздержаву», во-первых, сильно преувеличена главой правительства, во-вторых, не сулит Украине ничего хорошего: ведь, кажется, нет сейчас ни одной в мире страны из «топовых» по экономическим показателям, которая «выезжает» исключительно за счет сельского хозяйства. Например, во Франции доля агросектора составляла в 2016 году 1,6%, а в Германии и вовсе 0,6%. Конечно, куда им обеим до Украины с ее черноземами, но все же.

 

Есть и еще одна «закавыка», о которой в украинских СМИ предпочитают помалкивать: рынок сельхозземель, несмотря на мораторий на их продажу, серьезно монополизирован и его оборот находится в тени. Найти несколько соток для приусадебного хозяйства — не проблема, подобрать для аренды несколько гектаров пахотной земли — практически невозможно, они давно поделены между агрохолдингами с большими, в том числе, иностранными капиталами. А возможности местных громад политики-оптимисты преувеличивают — если они захотят сами сеять/жать по-серьезному на якобы своей земле, то им придется устраивать «вооруженный передел», к чему неокрепшие громады явно не готовы — ни морально, ни материально.

 

При прогнозировании перспектив украинской экономики очень показательна «шантажирующая» позиция западных кредиторов. При продолжении реформ и сотрудничества с МВФ рост ВВП Украины в 2019 году может достигнуть 4%, без такой поддержки — не более 2%. Об этом во время представления экономического прогноза Всемирного банка заявил ведущий экономист и руководитель программ банка по Беларуси, Молдове и Украине Фарук Хан. Среди приоритетных реформ Хан назвал банковскую и земельную — создание рынка земель сельхозназначения.

 

Что касается главных проблем для украинской экономики, то, по мнению Всемирного банка, это большой внешний долг и необходимость его обслуживать, падение цен на товары, которые идут на экспорт, задержка проведения реформ и ухудшение условий на внешних рынках заимствования. И четко, прозрачно, в ультимативной форме говорится: с нами останетесь живы (может быть), без нас пропадете.

 

Впрочем, несмотря на неверие и разочарованность, спрос в обществе на позитив высок. Сплошь и рядом критикуют Гройсмана и Порошенко, подозревают в очередном «развешивании лапши на уши», раскрывают схемы обмана граждан (благо, в выборный год в этом нет дефицита, конкуренты рады стараться) но, в глубине души, очень хотят поверить в хорошее.

 

Валентин Корж, Днепр, Украина

 

 

www.ua-banker.com

Просмотров: 1169
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
Показать комментарии (0) Скрыть комментарии Обновить
Спасибо!
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:
Повторите изображенный на картинке код*:
Защитный код