Старые грабли для нового акциза: как пытаются втянуть в схемы Януковича
Старые грабли для нового акциза: как пытаются втянуть в схемы Януковича
28 декабря 2020 | 03:56

На днях Дмитрий Дубилет рассказал, как правительство поборется с теневыми рынками алкогольной и табачной продукции: на акцизных марках планируют печатать штрих-коды. "Информацию об этих штрих-кодах не нужно будет передавать в отдельную систему, а лишь "пикать" в кассовый чек, как обычный товар", – анонсировал министр Кабинета министров Дубилет.


Стоило министру произнести слово "акциз", как в стенах Кабмина и госпредприятия Полиграфкомбинат "Украина" радостно завитал дух коррупционных схем и больших денег. По коридорам и служебным е-мейлам разнесся сказ о "передовых" технологиях и целом инновационном Track-and-Trace, который бы ну очень помог президенту и его министрам в священной борьбе.


Как стало известно, некие добродетели из неких бескорыстных и чистых помыслов уговаривают в обязательном порядке "утяжелить" будущие акцизные марки графическим защитным элементом. Согласно целой двухстраничной "аналитической" записке (половина из которой растянутая табличка, и еще треть – лобызание новой власти) акцизная марка, которую планирует Кабмин с обычным EAN штрих-кодом и QR-кодом – филькина грамота.


Она не защищена от подделки, носит исключительно информационный характер, с ней нельзя построить автоматизированную систему контроля Track-and-Trace, у граждан нет контроля, etc. Однако, сообщают авторы письма, унывать не надо, все поправимо. Стоит только нанести на акцизную марку QR-код с "графическим элементом защиты" и мировые единороги прискачут долюбливать инвестиционных нянь в украинских гаражах.


Чтобы понять, откуда выросли "графические защитные элементы", так активно предлагаемые новому правительству, нужно обратиться к истории. Ведь все новое это хорошо забытое старое.


В "нулевых" украинская акцизная марка была оснащена ультрасовременными и, что немаловажно, украинскими средствами защиты. После введения в оборот марок с голограммами украинского производства СП "Голография" летом 2008-го, рынок начал высокими темпами выходить из тени. Что обеспечило к середине 2009-го рост поступлений в бюджет от подакцизных товаров почти на 60%. В гривневом эквиваленте тогдашняя марка за семь месяцев 2009-го принесла около 2,5 млрд.грн дополнительных доходов в казну.


С приходом к власти Виктора Януковича, все, что приносило хоть какой-то доход, как известно, должно было приносить доход исключительно членам "семьи". Чтобы открыть пути контрабанде и контрафакту, под видом снижения стоимости марки, начался процесс ее упрощения до обычного цветного фантика – постановлениями Кабмина 2010 и 2012 гг. были сняты голографические защитные элементы.


СМИ утверждают, что это был интерес Юрия "Енакиевского" Иванющенко. Когда управлять потоками начали младореформаторы Саши Януковича, новый глава НБУ Сергей Арбузов взял под свою "опеку" госпредприятие "Полиграфкомбинат "Украина" и поставил туда своего человека – Максима Степанова. Чтобы скрыть хозяйственную деятельность от посторонних глаз Полиграфкомбинат вывели из подчинения Минфину и отдали под крыло НБУ. Доныне все документы, выпускаемые комбинатом, работают через офшорные схемы бывшего руководства.


В 2013-м Миндоходов "неожиданно" заказывает Полиграфкомбинату разработать новые (и в три раза более дорогие) акцизные марки. Об этих супер-защищенных марках Максим Степанов любит слагать легенды и по сей день. Именно тогда на марках появился тот самый "графический защитный элемент". Вернулась и голограмма – но теперь уже "офшорного" производства, закупаемая в 11 раз дороже без каких-либо конкурсов. Год печати графического защитного элемента обходился предприятию в сотни миллионов гривен (в конечном итоге – это деньги из кармана потребителя!). В 2014-м фискалы развели руками – этот мегазащитный элемент настолько суперсовершенен, что его нечем считывать...даже контролирующим органам. А журналисты сайта "Наші гроші" провели експеримент и вовсе его подделали. В виду откровенной наглости и коррупции, графическую аферу в 2015-м убрали с марки и акцизка подешевела.


Несмотря на постановление Кабмина Полиграфкомбинат месяцами не проводил конкурс на нового поставщика голограмм. В итоге голограммы тоже исчезли с марок – но цена акциза осталась прежней, "голограммной". На многочисленные запросы на этот счет от журналистов, комбинат не предоставил никакой калькуляции. Факт: сегодня акцизные марки образца Полиграфкомбината "Украина" печатаются тоннами в подвалах и гаражах.


Есть еще одно важное звено. ООО УнИТ в антикоррупционных кругах на слуху уже 12 лет. Не имея ни одного коммерческого клиента, фирма специализируется исключительно на бюджетных деньгах, то есть на госпредприятиях. Разумеется, по ценам выше среднего, но по качеству – ниже плинтуса. Само собой, прописка у предприятия – офшорная.


Именно ООО УнИТ обеспечивает Полиграфкомбинат "Украина" всем программными обеспечением. Сколько платит комбинат за ПО – умалчивается.


В акцизном схематозе Максима Степанова партнерской компании УнИТ отводилась роль разработчика компьютерной автоматизированной системы для якобы отслеживания марок. Такой же фейковой, как и сам графический защитный элемент. Согласно документам проверки госфининспекции, комбинат во втором полугодии 2013 года заплатил УнИТ за использование ПО для нанесения специального кода на акцизные марки 131 млн. грн, а в первом полугодии 2014 года – 148 млн. грн. "По данным УнИТ, нанесение специального графического защищенного элемента на акциз – часть сервиса Track and Trace, который помогает отслеживать движение подакцизного товара. Забавно, но УнИТ от этого проекта открещивается", – писала "Экономическая правда" в 2015-м году.


Спеша "помочь" Кабмину побыстрее выполнить задание, поставленное президентом Зеленским, дельцы Степанов & Co на новый манер "впаривают" новой власти уже обкатанный схематоз, который не только не поспособствует наполнению государственной казны, но и вымоет из нее остатки. Приблизительно также недобросовестные продавцы шаурмы у метро "забивают" запах несвежего мяса обильным количеством горчицы. Украинцам же остается надеяться, что Владимир Зеленский все так же не "доверчивый человек". Ему уже пошел 43-й год. И, конечно, же на порядочность его намерений. А специализированное предприятие "Голография", как оказалось, уже 20 лет работает на украинском и международном рынках.

 


Просмотров: 7069
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
Показать комментарии (0) Скрыть комментарии Обновить
Спасибо!
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:
Повторите изображенный на картинке код*:
Защитный код