Почем Украина? или Как Россия Украину скупала
Почем Украина? или Как Россия Украину скупала
21 июля 2010 | 00:14

19 июля стало известно, что Объединенная судостроительная корпорация Российской Федерации намерена купить 6 украинских заводов. В случает успеха эта сделка не станет чем-то выдающимся, а будет лишь очередным этапом поглощения украинских компаний российскими.

 

Как Россия Украину скупала

 

По данным специализированного информационного агентства Mergermarket, за первое полугодие 2010 года объем одних лишь публичных сделок по слиянию и поглощению в Украине составил 1,7 миллиарда долларов. Объем же непубличных сделок, по мнению экспертов, в несколько раз больше. Как сообщает издание «Дело», по оценкам управляющего директора Concorde Capital Виталия Струкова с января по июль 2010 года в Украине прошло более 30 сделок на сумму свыше 10 миллионов долларов каждая, и лишь в четверти из них участвовали консультанты.

 

Одной из причин такого оживления рынка стал выход из экономического кризиса и возвращение банков к практике выдачи крупных кредитов. Более того, изменились и позиции собственников. «Собственники активов начинают понимать, что таких цен, как во время инвестиционного бума 2006-2008 годов, уже не будет и что доходность многих бизнесов, скорее всего, никогда не достигнет докризисных уровней. Поэтому они готовы уступать инвесторам», — цитирует «Дело» директора инвестиционно-банковского департамента ИК Dragon Capital Максима Нефедова. А «перезагрузка» украино-российских отношений придала уверенности российским бизнесменам. Ведь если «на самом верху» говорят о необходимости российско-украинских консорциумов, как это делал президент Украины Виктор Янукович, то что уже говорить об уровне пониже.

 

Реприватизационные процессы канули в лету с эпохой Ющенко-Тимошенко, и это также вселило надежды в представителей российского капитала. Более того, учитывая, что российский рынок уже давно поделен на сферы влияния, открытие украинского рынка, так удачно совпавшее с выходом из кризиса, стало для россиян подарком. И лишь подбодрил инвесторов к освоению украинского рынка тот факт, что  новая украинская власть предпочитает договариваться с потенциальными инвесторами, а не конфликтовать с ними, как в случае с компанией Vanco International. В итоге крупнейшими сделками этого полугодия стали приобретение «Запорожстали» и «Индустриального союза Донбасса» российскими компаниями.

 

Вместе с тем россияне прекрасно понимают, что подобное не может продолжаться вечно. Даже лояльная к Москве власть не сможет обеспечить бесконфликтное поглощение украинских предприятий. А с учетом того, что на эти предприятия нацелены и отечественные финансово-промышленные группы, имеющие тесные связи с новой властью, конфликты между украинцами и россиянами неизбежны. Прецеденты, напомним, уже были. Так, в конце весны Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича был атакован российскими рейдерами, которым практически удалось перехватить корпоративный контроль над ММК. В мае этого года в Киеве состоялась пресс-конференция совладельца австрийской компании ABH GmbH Бориса Подольского и бывшего генерального директора Черноморского судостроительного завода Ильи Горна, на которой они заявили о продаже директором ММК Владимиром Бойко 100% акций ЗАО «Ильич-Сталь» крупной российской структуре. Бойко, в свою очередь, заявил не о продаже, а о рейдерском захвате. К этому удару добавились и отключение поставок газа, и невозврат экспортного НДС. В итоге Бойко отправился искать справедливости у президента Украины, после встречи с которым он заговорил об объединении со структурами Рината Ахметова. «В последний год поступало много предложений об объединении, но я ни с кем не вел переговоров и говорил одно: если мы будем объединяться, то только с „Метинвестом“. Это наше отечественное производство, украинское предприятие, у которого есть концентрат, руда и кокс. Кризис продолжается, поэтому я сегодня доволен, что в самое критическое время мы нашли решение и объединяемся с „Метинвестом“», — сказал тогда Бойко.

 

ММК был «спасен» от россиян и достался Ахметову. В итоге ахметовский «Метинвест» перегоняет по выплавке стали российские компании «Мечел», «Металлоинвест» и вплотную приближается к «Северстали». Усиление конкурента вряд ли понравится российским металлургам. Как и «увод» из-под носа такого привлекательного объекта, как ММК. Этот пример показывает, что в самой Украине у российских компаний хватает конкурентов, которые могут не допустить поглощения  отечественных компаний.

 

Предприятия двойного назначения

 

Интересно, что далеко не все из привлекательных для россиян украинских компаний и заводов имеют исключительно «гражданское» назначение. Объединенная судостроительная корпорация РФ, которая планирует купить 6 заводов, одним из «лакомых кусочков» видит Черноморский судостроительный завод. Это предприятие было одним из наиболее технически оснащенных в СССР и занималось постройкой, в том числе, и авианосцев. Так, единственный действующий авианосец Российской Федерации «Адмирал Кузнецов» был построен именно на ЧСЗ. Именно поэтому судьба ЧСЗ обсуждалась не где-нибудь, а на заседании Совета безопасности РФ. Как раз по итогам заседания 10 июня глава ОСК Роман Троценко заявил, что его компания уже в 2010 году получит 50% акций ЧСЗ. Помимо ЧСЗ, ОСК претендует и на «Судостроительный завод имени 61 коммунара» в Николаеве и Херсонский судостроительный завод.

 

Заинтересованность России в этих предприятиях вполне объяснима. Ранее премьер-министр России Владимир Путин не исключил размещение заказа для Черноморского флота РФ как раз на украинских судостроительных заводах, в том числе и на николаевском «Судостроительном заводе имени 61 коммунара». Позже министр промышленной политики Украины Дмитрий Колесников предложил России достроить ракетный крейсер «Украина», введение которого в состав ВМФ РФ уже планируется, именно на украинских заводах. «Мы вышли к российской стороне с предложением достраивать крейсер на заводе имени 61 коммунара. Возможно, в кооперации с Черноморским судостроительным заводом и Херсонским судостроительным заводом», — сказал Колесников. То, что Россия достроит крейсер, у украинской власти не вызывает сомнения. Об этом, в частности, заявлял украинский президент. Для этого украинские депутаты даже лишили крейсер его названия. Приобретя вышеупомянутые предприятия, Россия будет платить за корабли для своего ВМФ не в украинский бюджет, а своей же компании, которая, к тому же, является государственным холдингом. А значит, деньги уйдут в российскую казну.

 

Помимо судостроения, интересным для россиян является и украинский авиапром. Разговоры о слиянии украинских предприятий с российской  Объединенной авиационной корпорацией (ОАК) начались чуть ли не с первых дней президентского правления Януковича и не прекращаются до сих пор. «Мы договорились сделать независимую рыночную оценку украинских и российских авиастроительных предприятий, чтобы решить вопрос об интеграции этих высокотехнологических комплексов», — сказал премьер-министр Украины Николай Азаров по результатам своего визита в Москву 28 июня.

 

Такая заинтересованность вполне объяснима – российские и украинские авиапромышленники дополняют друг друга. «Главный актив (украинского авиастроения) – конструкторское бюро имени Антонова, которое, в отличие от российских  конструкторских бюро, смогло создать линейку новых самолетов – АН-148, АН-140, транспортный самолет АН-70, в котором нуждается российская армия, уж не говоря об АН-124 „Руслан“, о производстве которого на территории США договаривался президент России Дмитрий Медведев во время своего визита в США. Я бы сказал, что нынешний потенциал КБ „Антонова“ превышает наш», — цитирует «Взгляд» слова главного редактора ресурса Avia.Ru Романа Гусарова. «У них есть хороший разработчик – „Антонов“, у нас – производственные мощности – ОАК», — говорит Гусаров. Его слова подтверждает тот факт, что для российского президентского авиапарка был закуплен именно спроектированный в Украине Ан-148, а не российский Sukhoj Superjet, который по ряду летно-технических характеристик проигрывает Ан-148.

 

Несмотря на то, что Ан-148 производится Воронежским авиастроительным объединением (ВАСО), двигатели к нему, а такде части крыла и фюзеляжа по-прежнему поставляются из Украины. И хотя Россия пыталась лоббировать переход Ан- 148 с украинских двигателей на российские, украинские авиаконструкторы к этому отнеслись со скепсисом – ведь это переработка проекта, еще одна сертификация, а значит – упущенное время. Тем более, что качество украинских двигателей, которые разрабатывает запорожское предприятие «Мотор-Сич», признано и в самой России. «Все российские вертолеты – и военные, и гражданские – летают на двигателях этого предприятия. То есть мы (РФ – прим. ред.) в нем стратегически нуждаемся. Для России „Мотор-Сич“ должен представлять наибольший интерес. Это позволит российской авиации не потерять тот парк, который  существует. Поскольку у нас очень большое количество запорожских двигателей на крыле», — говорит Гусаров. А значит, украинский авиапром является лакомым куском не только для ОАК, но и для ВПК России. Однако так просто свои предприятия, тем более стратегического назначения, Украина сдавать не намерена, уверяют в Кабмине. «Работа по интеграции авиастроительных комплексов Украины и России не подразумевает поглощение. Это первый и главный тезис. Сейчас мы говорим об интеграции на паритетных условиях. Мы будем жестко защищать интересы государства Украина», — утверждает глава минпромполитики Колесников. «Перезагрузка» — «перезагрузкой», но беспроблемного поглощения украинских компаний россиянами не будет.

 

 

 

 

www.ua-banker.com

Статьи, размещаемые в данном проекте, перепечатываются из других источников без купюр и изменений. Ответственность за достоверность материалов проект не несет. Редакция проекта и Лупоносов А.В. могут не разделять точку зрения автора данных публикаций.

 

 

www.ua-banker.com

Просмотров: 1972
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
Показать комментарии (0) Скрыть комментарии Обновить
Спасибо!
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:
Повторите изображенный на картинке код*:
Защитный код