Кому и сколько должен Киев
Кому и сколько должен Киев
25 октября 2010 | 00:30

С марта по июль следующего года Киев должен выплатить миллиардные суммы по кредитам. Любой вариант развития событий грозит киевлянам крупными социальными потрясениями.

 

В августе текущего года первый замглавы КГГА Александр Попов заявил, что Киеву больше нельзя привлекать новых займов в связи со значительной внешней и внутренней задолженностью. При этом чиновник заметил, что еще один кредит все-таки придется взять. А именно — для погашения задолженности города перед АЭК «Киевэнерго» по разнице в тарифах на тепловую энергию. В свою очередь это должно дать компании средства для расчетов с ДК «Газ Украины» за потребленный газ, а значит позволить без долгов войти в отопительный сезон 2010-2011 годов.

 

Уже в начале сентября Александр Попов отчитался, что договоренности о кредите достигнуты: «Ощадбанк» согласился выделить 1 млрд грн, «Укрэксимбанк» — 500 млн грн. Заем взят на три года под 12,75% годовых. При этом задолженность «Киевэнерго» перед «Газ Украины» только за прошлый отопительный сезон в начале текущей недели превышала 600 млн грн. В связи с этим руководство города сейчас размышляет о дополнительном привлечении 500 млн грн на вышеуказанные цели. В противном случае придется существенно поднимать тарифы на отопление и горячее водоснабжение для населения, что не входит в планы властей как минимум до ноября.

 

Однако на этом городские власти не остановились. Не смотря на катастрофическую задолженность, практически каждую неделю появляется информация о новых договоренностях о планах привлечения новых кредитов. Так, у ВБ или ЕБРР на реконструкцию Бортнической станции аэрации планируется привлечь до 600 млн грн сроком на 20-25 лет. Дополнительно у ВБ хотят попросить 200 млн долл. на 20 лет для проекта модернизации системы городского водоснабжения. На строительство линии метрополитена или скоростного трамвая на Троещину предполагается взять 30-летний кредит у японского инвестфонда.

 

Кроме того, заявлены планы на привлечение средств международных и отечественных финансовых учреждений для строительства в Деснянском районе столицы ТЭЦ, вырабатывающей тепло из переработки мусора; для прокладки автомобильного подземного туннеля; для достройки Подольско-Воскресенского мостового перехода (кстати, именно по нему должно пройти метро на Троещину за японский кредит); для сооружения эстакады на Набережной.

 

Киев также намерен в краткосрочной перспективе привлечь 350 млн грн для закупки новых автобусов и троллейбусов к чемпионату Евро-2012. Привлечение предполагается осуществить по лизинговой схеме с привлечением госбанка. Частично оплату должно взять на себя государство. Любопытно, что летом по аналогичной схеме с участием «Укрэксимбанка» провалился тендер «Киевпастранса» на закупку нового подвижного состава. По «автобусному» лоту поступило предложение только от одного производителя, а по лоту на закупку троллейбусов все поступившие предложения были отклонены.

 

На этом «транспортные» займы не закончились. В начале октября депутаты Киевсовета озаботились проблемами по кредитам столичной «подземки». Так, КП «Киевский метрополитен» было разрешено привлечь годовой кредит на 125 млн грн в «Альфа-Банке» (Украина). Кредит пойдет на реструктуризацию долга метрополитена по кредитному соглашению 2006 года с тем же банком на сумму 100 млн грн. Кредит брался для строительства метро под 15,9% годовых. Однако чуть позже банк поднял ставку до (!) 39% годовых. Все тот же «Альфа-Банк» выдал ранее «Киевпастрансу» кредит на сумму 40 млн грн приблизительно под такие же «драконовские» проценты (более 35%).

 

Самое интересное, что все эти займы столичные коммунальные предприятия могли бы и не привлекать. Еще в 2007-2008 годах ЕБРР согласился дать льготные кредиты «Киевпастрансу» (60 млн. евро на закупку до 225 троллейбусов и 125 автобусов и развития соответствующей инфраструктуры), «Киевскому метрополитену» (40 млн. евро на закупку 15 составов) и «Киевдорсервису» (15 млн евро на создание Автоматизированной системы управления дорожным движением). Эти средства до сих пор не получены из-за невыполнения предприятиями ряда условий ЕБРР по кредитным договорам (проведение независимого аудита и тендерных процедур, предоставление гарантий по проекту).

 

Согласно данным Международного рейтингового агентства Standard & Poor’s, по состоянию на июль 2010 года внешняя и внутренняя задолженность Киева (без учета займов Коммунальных предприятий) составляла 705,2 млн долл. и 1,51 млрд грн соответственно. С учетом недавнего займа на разницу в тарифах и при пересчете общей задолженности в гривню, можно предположить, что столица на сегодня должна 8,58 млрд грн. И это при допустимом максимальном объеме долга на 31 декабря 2010 года (согласно прогнозу городского бюджета) в размере 6,75 млрд грн.

 

При этом только в марте-июне 2011 года Киев должен рассчитаться по долгам перед «Альфа Банком» и банком «Крещатик» на общую сумму 1,2 млрд грн, которые были взяты в 2009 году на покрытие разницы в тарифах «Киевэнерго». Кроме того, в июле следующего года наступает срок погашения еврооблигаций на общую сумму 200 млн долл. И если по внутренним кредитам у города остается возможность реструктуризации, то погашение еврооблигаций сулит значительные сложности и чиновникам, и киевлянам.

 

По мнению экспертов Standard & Poor’s, сегодня КГГА рассматривает несколько вариантов погашения внешней задолженности: через размещение облигаций внутреннего займа в начале следующего года, либо за счет высвобождение средств за счет увеличения текущей поддержки центрального правительства. И третий вариант — уменьшение перечислений из бюджета города в государственный бюджет.

 

Причем если первый вариант вряд ли возможен (внутренний рынок сегодня полностью обеспечил свои потребности в гарантированных ценных бумагах благодаря возмещению НДС через выпуск гособлигаций), то второй и третий будут иметь серьезные последствия для финансового состояния столицы. В случае увеличения господдержки почти наверняка резко сократятся расходы госбюджета на крупные инфраструктурные проекты столицы.

 

Тогда метро на Троещину не заменят даже скоростным трамваем — о проекте в принципе могут забыть, указав киевлянам на удобства городской электрички с Левого берега на Петровку. В случае же сокращения перечислений города в госбюджет, Киевсовет будет вынужден практически полностью урезать финансировании многих городских программ. Вероятнее всего городу придется отказаться и от выплат разницы в тарифах, за чем автоматически последует поднятие коммунальных тарифов. Скорее всего, будут резко увеличены ставки на аренду коммунального имущества и на размещение наружной рекламы. НЕ исключено, что будет активизирована приватизация.

 

В противном случае Киев ожидает худшее, что может случиться на рынке кредитования: проблемы с выплатами по еврооблигациям и, как следствие, снижение кредитных рейтингов как столицы, так и Украины. В этом случае о каких-либо кредитах можно будет просто забыть.

 

 

 

 

www.ua-banker.com

Статьи, размещаемые в данном проекте, перепечатываются из других источников без купюр и изменений. Ответственность за достоверность материалов проект не несет. Редакция проекта и Лупоносов А.В. могут не разделять точку зрения автора данных публикаций.

 

 

www.ua-banker.com

Просмотров: 1173
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
Показать комментарии (0) Скрыть комментарии Обновить
Спасибо!
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:
Повторите изображенный на картинке код*:
Защитный код