Насколько сильно кризис отразился на рынке кредитования малого и среднего бизнеса?
Насколько сильно кризис отразился на рынке кредитования малого и среднего бизнеса?
15 июня 2009 | 11:22

— Влияние кризиса на кредитование МСБ можно четко разделить на несколько этапов.

 

Первый этап — конец осени — начало зимы 2008 года: практически мгновенное прекращение кредитования. Доступ к средствам получали только текущие клиенты банков с хорошей кредитной историей, обратившиеся за повторными кредитами.

 

Второй — зима 2009 года: банки начали сворачивать штат сотрудников МСБ, отказывались кредитовать даже текущих клиентов и сконцентрировали все усилия на работе с проблемной задолженностью. В этот период рынок кредитования МСБ в России практически свернулся. Создалось ощущение «дежавю» 1998 года, когда существовал огромный спрос на кредиты МСБ и практически не было предложения.

 

Третий — весна 2009 года: после первых двух этапов кредитные портфели банков сократились примерно на 25–35 процентов, соответственно, доходная часть значительно просела, при том что проблемность и расходная часть по резервированию портфелей выросли.

 

Банки встали перед нелегким выбором: кредитовать или нет? Ряд банков начинает активизировать усилия по привлечению клиентов МСБ, возобновляет кредитование, но по ужесточенным требованиям.

 

Сегодня требования, предъявляемые банками к клиентам МСБ, на порядок выше, чем до кризиса. Доступа к кредитным средствам, таким образом, не имеют многие отрасли или сегменты отраслей МСБ, например грузовые перевозки, оптовая и мелкооптовая торговля, торговля одеждой среднего и высшего ценового сегмента. Ряд банков называет цифры: порядка 60–70 процентов отказов по клиентам МСБ от общего количества обращений. При том что обращаются клиенты, которые пережили виток кризиса и готовы дальше развиваться.

Спрос на кредитные средства со стороны МСБ за последнее время вырос в полтора раза по сравнению с зимним периодом, хотя средняя сумма запрашиваемого кредита снизилась на 25 процентов.

 

Приведенная статистика показывает, что малый бизнес мобилен и продолжает развиваться, причем восстанавливается более высокими темпами, чем экономика в целом. Трудоспособное население, которое осталось без работы, либо начинает заниматься собственным бизнесом, либо мигрирует в качестве работников в малый бизнес, что увеличивает активность сектора МСБ. Например, из 1458 обращений за кредитами МСБ в Юниаструм-банк по итогам мая 2009 года примерно у 27 процентов клиентов реальный срок действия бизнеса находится в интервале от одного до двенадцати месяцев.

 

Если тенденции продолжатся, то на конец 2009 года мы ожидаем огромного разрыва — около 50 процентов — между спросом и предложением. В целом по банковской системе, думаю, прирост кредитного портфеля по МСБ будет равен нулю (за счет сворачивания программ КМБ мелкими участниками рынка и перераспределения клиентуры среди достаточно ограниченного количества реально кредитующих банков) при увеличении объемов спроса на 25–30 процентов.

 

— Банки стали более аккуратно относиться к кредитованию всех клиентов, в том числе компаний малого и среднего бизнеса. Ужесточились требования к заемщикам и условия кредитования. Ставки выросли, сроки сократились — стандартные сроки кредитования юридических лиц теперь составляют не год, а шесть-девять месяцев. Более консервативно анализируются финансовое состояние и бизнес заемщиков, сокращаются лимиты кредитования. Банки переоценивают и усиливают залоги по кредитам.  Мы фактически перестали принимать в качестве обеспечения по кредитам товары в обороте, существенно сократили долю оборудования, при этом оборудование должно быть высоколиквидным. К примеру, банк в качестве обеспечения может принять оборудование законченного производственного цикла, которое легко перенести и установить на другую территорию.

 

 

 

www.ua-banker.com

Просмотров: 986
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
Показать комментарии (0) Скрыть комментарии Обновить
Спасибо!
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:
Повторите изображенный на картинке код*:
Защитный код