Кризис меняет облик банковского страхования опыт РФ
Кризис меняет облик банковского страхования опыт РФ
15 июня 2009 | 11:35

Кризис меняет облик банковского страхования: простое кредитное автокаско сдает позиции, а на первый план начинают выходить комплексные продукты по страхованию рисков самих банков. Выиграют от этого крупные и профессиональные страховщики.

 

Как показало выполненное рейтинговым агентством «Эксперт РА» исследование, общий объем рынка банкострахования в 2008 году достиг 90 млрд рублей, а его прирост по сравнению с 2007 годом составил «всего лишь» 31%. Кризис изрядно испортил показатели страховщикам: годом ранее рынок банковского страхования увеличился на более чем внушительные 75%. Рынок рос только в течение первых девяти месяцев 2008 года. Если бы не кризис, прирост, по оценкам «Эксперт РА», составил бы 50–55%. Под банкострахованием в исследовании понималось взаимодействие банков и страховых компаний, результатом которого становится продвижение страховых продуктов клиентам банков наряду с предоставлением им банковских услуг, а также страхование рисков самих банков.

 

Своим ростом рынок банкострахования в 2008 году был обязан прежде всего розничным видам страхования, на которые пришлось 80% всех взносов, собранных через банковский канал. За 2008 год взносы по рознице увеличились на 36%. Лидером по объему собранных взносов в розничном страховании в 2008 году оставалось автокаско, доля которого составила 73%, но темпы увеличения взносов, собираемых при автокредитовании, ощутимо замедлились — их прирост за 2008 год составил 25%. Почти все премии по автострахованию, полученные через банки, были собраны за первые три квартала 2008 года, в четвертом квартале автокредиты практически не выдавались, и, соответственно, не собирались страховые взносы.

 

По итогам 2008 года наиболее высокий рост (95%) показало ипотечное страхование, вес которого в структуре розничного банкострахования составил 18%. Взносы страховых компаний по страхованию юридических лиц, собранных через банки, выросли за год на 13%, а их доля в общем объеме банковского страхования составила 16%. В структуре банкострахования юридических лиц основным видом было страхование залогового имущества заемщиков, которое составило 80%. Высокий рост (99%) отмечается в страховании товаров на складе.

 

Комментирует Сергей Степанов, начальник отдела банковских программ управления страхования финансовых институтов ОСАО «Ингосстрах»: «Что касается объемов, то для страховщика наиболее интересно сотрудничество по страхованию каско и ОСАГО залоговых автомобилей, при этом, учитывая уровень убыточности, страховщиков также интересуют классическое страхование заложенного имущества предприятий, страхование лизинга, страхование авиационных рисков, морское страхование и страхование грузов, имеющие то или иное обременение в банках. Для самих же банков интересно наличие депозитов страховщика».

 

Будущее за тройным «Би»


Страхование собственного имущества банков, комплексное страхование банковских рисков (ВВВ — Bankers Blanket Bond) и прочие сопутствующие виды страхования интересны для банков даже в условиях кризиса. С точки зрения страховой компании это направление, пусть и не очень значительное по объемам получаемой премии, стабильно и важно для укрепления взаимных отношений страховщика и банка. Как показывает практика, банки зачастую формируют мнение о страховой компании именно по истории страхования собственных рисков, а не рисков заемщиков.

 

Как говорит директор управления банковского страхования Страхового дома ВСК Армен Саркисян, «наличие качественной комплексной страховой программы является одним из важнейших факторов обеспечения надежности и стабильной деятельности организации, способствует созданию положительного имиджа финансового института на рынке, минимизирует операционные риски банка, защищает директоров от финансовых претензий вследствие их ошибочных действий и решений. В ряде случаев наличие такой программы является необходимым условием сотрудничества международных кредитных организаций с банком, что непосредственно связано с динамикой развития финансового института».

 

В страховании рисков банков за 2008 год взносы увеличились на 15%. Здесь преобладало добровольное медицинское страхование сотрудников банков. По сравнению с 2007 годом взносы по страхованию эмитентов банковских карт выросли на 104%.

 

Комплексное страхование рисков банков, хотя и обладает огромным потенциалом роста, пока еще в России развито слабо. О современном состоянии этого вида страхования в нашей стране «Эксперту» рассказал Дмитрий Шапошников, начальник отдела страхования финансовых институтов управления страхования финансовых институтов ОСАО «Ингосстрах»: «Если сравнивать общее количество кредитных организаций в России с числом выданных полисов страхования, то распространение этого вида страхования можно назвать незначительным. По нашим оценкам, общее количество полноценных комплексных полисов ВВВ, которые покрывают не отдельные риски, а весь их перечень, составляет порядка 40–50. С другой стороны, если рассматривать поименный перечень таких банков, то среди них в основном представлены кредитные организации, входящие в топ-50 крупнейших участников рынка. В их число входят большинство государственных банков, многие “дочки” западных банков, представленных в России, а также ряд российских коммерческих банков, в основном имеющих западных миноритарных акционеров-инвесторов. Кроме того, в рамках данной программы застрахованы многие профессиональные участники рынка ценных бумаг, в основном депозитарные и клиринговые компании».

 

Ухудшение экономической ситуации из-за кризиса приводит к росту числа преступлений, направленных против имущественных интересов банка, что способно дать стимул развитию комплексного страхования банковских рисков. По свидетельству участников рынка, многие кредитные учреждения именно в последнее время начали задумываться если не о приобретении полноценного полиса ВВВ, то, по крайней мере, о страховании отдельных рисков, например о страховании ценного имущества на хранении и в процессе перевозки, страховании банкоматов и денежной наличности в них.

 

Тревожные изменения


В конце 2008 года рынок банкострахования резко изменился. Перемена произошла в третьем квартале, хотя предпосылки к ней начали формироваться намного раньше. Рухнуло все: и кредитное автокаско, и страхование жизни и здоровья заемщиков потребительских кредитов, и комплексное страхование рисков банков.

 

Столь сильное падение быстро преодолеть нельзя. По прогнозу «Эксперт РА», банкострахование в 2009 году сократится в два раза по сравнению с прошедшим годом. Рынок нужно будет строить заново — на совершенно новых принципах, которые должны быть основаны на взаимной выгоде, обоснованной тарифной политике и адекватных комиссионных вознаграждениях.

 

Меньше всего пострадало ипотечное страхование, так как по нему продолжали поступать взносы по «старым» договорам, и страхование юридических лиц через банковские каналы продаж. Тем не менее проблемы не обошли стороной и сегмент ипотечного страхования. Как отмечает директор департамента ипотечного страхования РОСНО Арсен Широян, «заметно снизился объем новых сделок, усилилась борьба между страховщиками за клиентов, пролонгирующих свои полисы, появились откровенно демпингующие компании. К сожалению, рынок ипотечного страхования развивался неравномерно, и на нем не успели сформироваться нужные механизмы, которые бы могли сработать в случае банкротства той или иной компании».

 

Тревожные изменения произошли после начала кризиса и в схеме взаимодействия «банк—автосалон—страховая компания». Комментирует начальник отдела организации взаимодействия с банками СК «Согласие» Михаил Дрокин: «Последствием кризиса стало значительное увеличение конкурентной борьбы за оставшиеся небольшие объемы продаж через салоны и банки, а также за страхование на второй и последующие годы действия ранее выданных банками кредитов. При этом методы борьбы не всегда корректные. Например, участились случаи “покупки” страховщиками баз данных клиентов, как через автосалоны, так и через банки, и “работа” по этим базам — обзвон клиентов с предложениями более низкой цены страховки или иных бонусов с целью переманить клиента к себе. Случаи откровенного демпинга тоже не редкость. Причем грешат этим не только маленькие и средние страховые компании».

 

 

www.ua-banker.com

Просмотров: 1050
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
Показать комментарии (0) Скрыть комментарии Обновить
Спасибо!
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:
Повторите изображенный на картинке код*:
Защитный код