АЛЕКСЕЙ БЛЮМИНОВ: Гривна отправилась в последний путь?
АЛЕКСЕЙ БЛЮМИНОВ: Гривна отправилась в последний путь?
20 ноября 2014 | 02:03

Что происходит с гривной? Этот вопрос задают себе в последние дни десятки миллионов украинцев. И для этого у них есть все основания. Меньше чем за неделю национальная валюта по отношению к доллару «похудела» на четверть — с 12.95 до 15.70 по официальному курсу НБУ и до 16.50 в обменниках банков. «Черный» рынок, как обычно, реагирует более чутко — там доллар продают уже по 18.

 

При этом в Нацбанке цинично уверяют, что курс «уравновесился». Правда, людей, выстраивающихся в очереди у обменников, такая риторика почему-то не греет. Наверное потому, что все помнят, как это было в не столь уж и далеком 2008 году, когда за месяц гривна обвалилась с 5 до 11 за доллар, чтобы потом зафиксироваться на отметке 8. Люди, «попавшие» тогда на долларовых кредитах, до сих пор периодически митингуют под Нацбанком, требуя пересчитать курс по которому им отдавать долги.

 

С тех пор ряды этих бедолаг пополнились жертвами обвала марта уже этого года. Тот обвал можно смело назвать именем экс-председателя НБУ Степана Кубива. Где сейчас Кубив? Поговаривают, что обустаивает имение в Швейцарии. А жертвы того курсового обвала пополнили ряды активистов Кредитного Майдана.

 

Естественно, все это, да еще помноженное на тревожные ожидания, не добавляет доверия к банковской системе. Говоря проще, вкладчики стали массово изымать свои вклады. Ситуация более чем серьезная, грозящая «эффектом домино» и банкротством многих банков, в том числе, из «первой лиги».

 

Чтобы хоть как-то затормозить этот уже явно неизбежный процесс, власти пошли испытанными методами. НБУ предложил депутатам запретить досрочное снятие депозитов. Подается это как благое намерение и временная мера. Но наши люди — калачи тертые и уж что-что, а проверенная горьким опытом поколений истина, что нет ничего более постоянного, чем временное, усвоена ими хорошо. Если власти говорят, что это временно, значит, с высокой долей вероятности вкладчики не смогут забрать свои деньги никогда. Или смогут, но по не кажущемуся теперь фантастическим курсу. Например, 1 к 25. Помните, что стало с советскими вкладами? А ведь это были «большие тысячи», на которые можно было купить автомобиль. А уже спустя год — лишь пару книг на книжном развале.

 

Чтобы люди меньше жаловались на Нацбанк, последний пошел на «военную хитрость». Если раньше щапрет на досрочное снятие депозитов основывался на постановлениях НБУ, то теперь его хотят закрепить в Гражданском Кодексе. При этом в ситуации с валютой, как и с АТО, кому война, а кому мать родна. Так, «Приватбанк» Коломойского заработал на колебаниях курса уже при этой власти 1.4 млрд грн.

 

А ведь еще год назад доллар стоил всего 8 гривен. Правда, было это при «преступном режиме Януковича», как известно, «укравшем у украинцев» их «европейскую мечту». Потом был Майдан. И мечту украинцам вроде бы вернули, но уже не по 8, а по 12. Как говорится, вчера были маленькие, но по три. Сегодня большие, но по пять. За европейский выбор надо платить.

 

Как эти колебания курса сказались на кармане рядового гражданина? Год назад минимальная зарплата на Украине равнялась 150 долларам, сегодня — 75. Средняя зарплата тоже снизилась с 408 до 220 долларов. При этом, если верить официальной статистике, общая сумма задолженности по выплате заработной платы на Украине в сентябре 2014 года возросла с начала года на 156%.

 

Но и это еще не все. Катастофический обвал гривнны привел к точке замерзания весь сегмент экономики, завязанный на импорт. Все цены на него нужно пересчитываются в сторону увеличения. Торговлю это отправляет в глубокий нокаут, а у граждан все равно нет денег. Ведь платят то они в гривнах, а не в долларах, а в гривнах как раз цены растут, как на дрожжах.

 

В чем же причина такого курсового обвала? На днях Юлия Тимошенко предложила свою версию. Если верить ей, то с весны нынешняя власть осуществила эмиссию в размере 311 млрд 700 млн гривен.

 

«Для сравнения, чтобы вы поняли: годовые доходы госбюджета Украины – 389 млрд гривен. Это означает, что Нацбанк сделал эмиссию в размере еще почти одного бюджета Украины. В таких обстоятельствах гривну уберечь практически невозможно»,- заявила Тимошенко на шоу Шустера.

 

Впрочем, такая эмиссия — вовсе не прихоть власть предержащих. Это способ хоть как-то отсрочить банкротство страны. Денег нет, и в долг уже не дают. В следующем году Украина должна будет погасить 132 млрд грн долга. А по прогнозам Международного валютного фонда рост внешней задолженности Украины по итогам 2014 года превысит 102,2% ВВП. В 2015 году уровень валовой внешней задолженности Украины составит уже 106,4% ВВП.

 

Лично для меня маркерами, указывавшими на то, что гривна отправится в последний путь, стали последовавшие друг за другом два известия. Первое- это когда Европа разрешила Украине использовать для оплаты долгов за российский газ деньги из кредита МВФ, выделявшегося в числе прочего на макроэкономическую стабилизацию (включающую поддержку стабильности национальной валюты). А второе — это когда госпожа Гонтарева радостно сообщила о полном взаимопонимании с МВФ в вопросе оплаты долга за газ за счет золотовалютных резервов страны. В принципе, логику понять можно. Обвалим курс, зато, хоть согреемся.

 

Может быть, экономисты меня поправят и докажут, что я неправ. Но станет ли от этого цифра в обменнике меньше?

 

Алексей Блюминов, политический обозреватель

 

 

 

 

 

www.ua-banker.com

Просмотров: 2102
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
Показать комментарии (6) Скрыть комментарии Обновить
Спасибо!
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:
Повторите изображенный на картинке код*:
Защитный код