Обрывая экономические связи с Россией на компенсации из ЕС рассчитывать не приходиться
Обрывая экономические связи с Россией на компенсации из ЕС рассчитывать не приходиться
27 мая 2015 | 08:00

В конце прошлого года украинский премьер Арсений Яценюк на итоговой пресс-конференции не без гордости заявил, что Россия в ближайшей перспективе выйдет из числа основных торговых партнеров Украины: «У нас двукратное падение объемов торговли с РФ, это стойкая тенденция, это происходит не первый год. Фактически в ближайшей перспективе Россия выйдет из (числа) основных торговых партнеров Украины». При этом премьер «скромно» умолчал о том, что уменьшение товарооборота с Россией обошлось Украине потерей 5 млрд. долларов. Действительно, товарооборот между Украиной и Россией в прошлом году, если быть точным, упал на 43%, о чем в конце марта заявил министр экономического развития и торговли Украины Айварас Абромавичус. Как это нынче принято в Киеве, ответственность за сокращение торговли министр возложил на российскую сторону, виноваты, мол, «агрессия с их стороны, их жесткая внешняя политика». В то же время объем экспорта товаров в страны Евросоюза составил 17 млрд. долларов, или 31,5% от общего объема экспорта, и увеличился по сравнению с 2013 годом на 431,2 млн. долл., что составляет 2,6% (в 2013 – 16,5 млрд. долларов, или 26,6% от общего объема экспорта). В частности, возрос объем поставок жиров и масла животного или растительного происхождения на 58,4%, древесины и изделий из древесины на 21,8%, электрических машин на 10,6%, механических машин на 5,5%, зерновых культур на 5%.

 

* * *

Однако за этими, казалось бы, благостными цифрами снова-таки скрывался провал. Позитивный эффект от открытия европейского рынка для украинских компаний оказался весьма непродолжительным. Как известно, для поддержки украинской экономики ЕС ввел режим автономных преференций, согласно которому с конца апреля прошлого года украинские товары при экспорте в страны Евросоюза облагались пошлинами исходя из условия первого года действия режима свободной торговли. Впоследствии действие этих преференций было продлено до конца 2015 года. Прогнозировалось, что действие автономных преференций должно было обеспечить рост украинского экспорта в ЕС на уровне не менее 15%. Первоначально эти прогнозы оправдывались. По итогам первого полугодия, то есть действия преференций в течение чуть более двух месяцев, рост экспорта в ЕС составил 14,9%. Учитывая же, что открытие нового рынка требует времени на заключение контрактов, в Киеве надеялись, что темпы роста поставок в ЕС будут лишь ускоряться. Тем более что экспорту должен был способствовать и обвал гривны, вроде бы делающий отечественную продукцию более конкурентоспособной. Однако третий квартал поубавил прыти киевских оптимистов. По итогам девяти месяцев рост экспорта в ЕС составил лишь 12,3%. Валерий Пятницкий, бывший тогда и.о. министра экономразвития, заявил, что ресурс снижения тарифов в пределах предоставленных Брюсселем автономных преференций исчерпан. «Мы не сможем использовать потенциал Соглашения с ЕС, если не будем менять законодательство — техническое регулирование, санитарное и фитосанитарное регулирование. Нам открываются рынки, а мы не можем воспользоваться этим в полном объеме», — сказал он. В четвертом квартале и вовсе разразилась катастрофа — падение украинского экспорта в ЕС составило около 22 %.

 

* * *

 

С начала 2015 года ситуация продолжала только ухудшаться. По данным таможни Украины, общая сумма экспорта украинских товаров в январе-апреле 2015 года составила 12,5 млрд. долларов, на 34,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В денежном эквиваленте украинский экспорт с начала 2015 года потерял порядка 6,7 млрд. долларов. За январь-апрель 2015 года экспорт украинских товаров в страны СНГ упал на 53%, или 2,7 млрд. долл. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Россия, однако, все еще остается главным покупателем украинских товаров. На нее приходится 11,8% всего украинского экспорта. Россия также остается и главным поставщиком товаров в Украину, на ее приходится 17,6% всего украинского импорта. Одновременно доля экспорта Украины в страны ЕС несколько увеличилась и за первые четыре месяца 2015 года составила 34% от общего объема экспорта, тогда как в страны СНГ всего 19%. Тем не менее, как и в прошлом году, нельзя говорить о том, что Украина сможет заменить российский рынок европейским. Он не так прост, как представляется некоторым киевским политикам. Хотя доля экспорта Украины в страны ЕС выросла, сам объем экспорта украинских товаров за период январь-апрель 2015 года упал на 35%, или 2,2 млрд. долларов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Иначе говоря, попытка замены российского рынка приводит только к новым потерям украинской экономики. Евросоюз «щедрой рукой» отменил экспортные пошлины на украинские товары, но при этом оставил в виде ограничений квоты и специфические требования их стандартов. Кроме того, рынок ЕС сам перенасыщен товарами и поэтому там нет места украинским товарам. Евросоюз скорее бы хотел заполучить украинский рынок для сбыта своих товаров, как говорится, конкурентов никто не любит. Особенно в том, что касается готовой продукции с глубокой переработкой. Об этом говорит прежде всего структура украинского экспорта. Украина больше всего продала своих товаров в ЕС в виде сырья. Испания с начала 2015 года закупала кукурузу, около 14% всего украинского экспорта кукурузы приходится на эту страну. Около 20% всего чугуна, направленного на экспорт Украиной, было куплено Италией. Около 29% экспорта украинских ферросплавов купила Голландия. Таким образом, кукуруза и чугун оказались главными экспортными товарами Украины в страны Евросоюза. Эксперты говорят, что в перспективе увеличится продажа подсолнечного масла, пшеницы и, возможно, мяса птицы. Вот, пожалуй, и все, что ЕС будет покупать в Украине. Что касается готовой продукции, то в ЕС сами не знают, куда ее продать. Там ее переизбыток. И вряд ли даже в отдаленной перспективе получится продавать в ЕС украинский шоколад, а тем более автомобили, вагоны или самолеты. Остается в запасе еще продукция или комплектующие для европейских компаний по т.н. давальческим схемам. Вроде бы выгодно, а на деле это означает дальнейшее подчинение украинской экономики интересам европейского капитала и лишает Украину возможности технико-технологической поступи.

 

* * *

 

Вот почему Украина не имеет ни малейших шансов выкарабкаться из кризиса без восстановления экономических отношений с Россией. Перестройка украинской экономики под европейские рынки потребует 10-15 лет и обойдется в сумму не менее 150 млрд. евро. Таких денег у Украины нет и взять неоткуда. Да и в Европе такого рода перестройку вряд ли кто-то мог бы приветствовать и тем более финансировать. Затягивание в восстановлении экономических отношений приведет к необратимым последствиям. Российские рыночные ниши, прежде занимавшиеся украинскими производителями, будут заняты другими – и «отвоевать» их обратно будет вряд ли возможно. К тому же в России уже приняты и реализуются программы импортозамещения. После того как дадут результаты уже вложенные средства на запуск новых производств, являющихся аналогами украинских, то даже после восстановления отношений для украинских товаров не будет места на рынке России. Наряду с этим ныне простаивающие или сократившие производство до минимума предприятия Украины обанкротятся, растеряют высококвалифицированные кадры и будут попросту не в состоянии восстановить свою работу в прежнем виде. Машиностроение, почти три четверти экспорта которого приходилось на Россию, уже пострадало настолько, что, по словам экономического эксперта Александра Охрименко, заводы можно резать на металлолом. «Машиностроение полностью обваливается, и в сегодняшней ситуации остается только порезать предприятия на металлолом. Пока цена на металл хорошая. Потом в будущем они вообще никому не будут нужны», — мрачно шутит экономист. Вся высокотехнологическая сфера Украины без восстановления прежних отношений с Россией погибнет в самое ближайшее время. На рынках Европы продукции украинского машиностроения делать нечего.

 

* * *

 

В конце приведу несколько показателей, характеризующих состояние товарооборота между РФ и Украиной. Еще три года назад доля Украины в общем внешнеторговом обороте Российской Федерации составляла около 5%. В первом квартале 2015 года она сократилась до 1,8%. Украина экспортировала на российский рынок и приобрела в России товаров на сумму в 2,44 млрд. долл., тогда как внешнеторговый оборот РФ за первый квартал составил 132 млрд. долл. Кому в первую очередь наносят вред киевские правители, обрывая экономические связи с Российской Федерацией? Надеются-то на что? На Европу? На то, что нанесут ущерб России? Соотнесите объемы экономик, господа! Сами, а не с помощью американцев, литовцев и грузин. Экономика существует не ради самой себя. За ее состоянием — судьбы миллионов граждан Украины. Но, очевидно, что как раз их жизнь менее всего интересует нынешний киевский режим.

 

 

 

www.ua-banker.com

Просмотров: 1466
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
Показать комментарии (0) Скрыть комментарии Обновить
Спасибо!
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:
Повторите изображенный на картинке код*:
Защитный код