Руины имени Яценюка. Социально-экономический некролог
Руины имени Яценюка. Социально-экономический некролог
25 апреля 2016 | 12:00

Откровенно бесят политическая трескотня вокруг отставки Яценюка, а также все эти «рассуждизмы» на тему о том, каковыми были плюсы и минусы пребывания этого персонажа у власти. Подобные спекуляции позволяют отвлечь внимание от сути, а именно — от социально-экономической катастрофы, к которой привели два года пребывания у власти Яценюка и его правительства.

 

Достаточно взглянуть на основные экономические показатели, чтобы понять: Яценюк привел страну к краю пропасти, а теперь очень вовремя и удачно уходит от ответственности, да еще и строит из себя незаслуженно обиженного и непризнанного гения. Справедливости ради следует отметить, что ответственность за доведение страны до ручки, наряду с Яценюком, несут также Порошенко и глава Нацбанка Гонтарева, то есть все тот же Порошенко, чьей ставленницей Гонтарева является, но это ничуть не умаляет вины собственно Яценюка. И не надо «переводить стрелки» на Путина и войну, которые уже давно превратились в удобное для нынешней властно-олигархической клики оправдание грабежа страны и граждан.

 

В своем последнем телевизионном шоу Яценюк с пафосом заявил: «Наши дела еще оценят». Будущее время в данном случае является неуместным, поскольку дела Яценюка и компании уже оценены по их результатам в виде сплошной социально-экономической руины. Правда, остается нерешенным вопрос ответственности за содеянное, и только в этом смысле следует вести речь о будущем воздаянии по заслугам, так сказать, в уголовно-процессуальном смысле. К тому же прецедент в виде «посадки» Юлии Тимошенко прошлой властью уже имеется, но по сравнению с деяниями Яценюка и компании газовый контракт Тимошенко был, что называется, детским лепетом.

 

Собственно, подобных результатов от Яценюка и всех этих нынешних «демократов» и следовало ожидать. Уже в марте 2014 года, когда сразу после прихода к власти Яценюк выступал со своими планами и программами, было очевидно, что их реализация приведет к социально-экономической руине, правда, никто не думал, что столь фатальной. Но в 2014 году, на волне послемайданной эйфории, мало кто прислушивался к голосам, предупреждавшим о тяжких последствиях реализации заявлявшихся тогда Яценюком «планов». Интересующиеся могут почитать тексты двухлетней давности, например, материалы «План Яценюка: здравствуй, ужас!», «Антикризисный план Яценюка: за катастрофу платят граждане, а не олигархи» и «Повышение тарифов ЖКХ: родина в опасности, а наживутся снова олигархи». Авторов подобных текстов обзывали «ватниками, продавшимися Путину за деревянные газпромовские рубли», и так далее. Но, как говорится, Бог — не фрайер! Более вспоминать прошлое не будем, напомним лишь о том, как долгое время Яценюка во все глотки объявляли едва ли не самым профессиональным младореформатором если не всех времен и народов, то как минимум в истории Украины-Руси, начиная с княгини Ольги и внука ее Владимира Крестителя.

 

Вдаваться в экономико-статистические подробности тяжких последствий «яценюкономики» тоже особо не будем, поскольку об этом уже писано-переписано, в том числе и автором этих строк. Но некоторые параметры напомним, чтобы, так сказать, не оставлять без реакции пафосное заявление Яценюка о будущей оценке его свершений, под которой, естественно, он предполагает высокую оценку.

 

Ушедшее в отставку коалиционное правительство приступило к работе в декабре 2014 года, но оценивать результаты деятельности Яценюка следует с февраля 2014 года, когда к власти на волне революции пришло первое послемайданное правительство.

 

Предварительно заметим, что с 1990 года по 2013 год мировой ВВП, по ряду оценок, вырос более чем в 2 раза. В то же время реальный ВВП Украины в 2013 году, по сравнению с советским 1990 годом, сократился на 30%. Кстати, это является важнейшей социально-экономической причиной революции на Майдане 2013-2014 годов, о которой говорить не принято. По некоторым данным, в послереволюционный период, в 2014-2015 годах, когда страной рулили оба правительства Яценюка, падение экономики составило еще 10% к 1990 году, то есть третью часть падения за предыдущие 23 года. Динамика поражает! Кстати, это тоже к вопросу об оценке свершений нынешней власти и лично Яценюка.

 

Макроэкономический провал 2014 года оценивается следующими цифрами. Падение ВВП составило 6,8%, реальные доходы граждан сократились на 8,4%, гривна обесценилась на 97%, цены выросли на 24,9%. Подобное падение только частично можно считать следствием аннексии Крыма, войны на Донбассе и российской агрессии. Львиная доля экономического провала обусловлена бездарной политикой правительства и мародерством олигархов, интересы которых явственно просматривались за действиями Кабинета Министров под руководством Яценюка.

 

В 2015 году имел место еще более существенный провал. Падение ВВП составило 7,5% к 2014 году, реальные доходы населения упали на 25%, гривна обесценилась почти на 50%, рост цен составил около 48,7%.

 

Ответственность за эти убийственные показатели разделяют правительство и Национальный банк, а также Порошенко, поскольку практически половина состава Кабмина была выдвиженцами «Блока Порошенко», а глава Нацбанка Гонтарева — его креатура.

 

Отметим также, что указанные показатели являются официальными данными и рассчитаны в ряде случаев на далеко не адекватной базе, например, на основе потребительской корзины, введенной 15 лет назад, чем грубо нарушается закон.

 

Обращает на себя внимание тот факт, что в 2014-2015 годах инфляция составила примерно 86%, но правительство Яценюка компенсировать этот инфляционный шок даже не намеревалось. В этом смысле повышение в 2015 году минимальной зарплаты с 1218 гривен до 1378 гривен, то есть на 13%, трудно назвать иначе, как издевательством.

 

Главной причиной инфляции стала обвальная девальвация гривны. Ситуация крайне обостряется тем, что в 2015 году выручка от экспорта продукции отечественных предприятий сократилась более чем на 30%. Подобный обвал экспортной выручки наблюдается не только на российском направлении, но и в широко разрекламированном экспорте в Европу. Проще говоря, евроассоциация и зона свободной торговли с Европой оказались «мыльными пузырями», каковыми они, в сущности, и являются. Размахивая жупелом евроассоциации, правительство и лично Яценюк сознательно вводили в заблуждение граждан страны, поскольку в правительстве хорошо понимали, что, кроме снижения и/или устранения таможенных пошлин, на пути наших товаров в Европу остаются и даже кое в чем ужесточаются нетарифные ограничения, а именно квоты и технические регламенты. Основным рынком сбыта наших товаров должна быть не Европа, особенно если речь идет о продукции машиностроения и высокотехнологичных производств. «Счастья» следует искать прежде всего в странах Азии, Африки и Латинской Америки, особенно если речь идет об авиа- и ракетостроении, энергетическом машиностроении, радиоэлектронной промышленности и подобных отраслях.

 

Перспектив улучшения ситуации в 2016 году пока не предвидится по вполне очевидным причинам. Мировые цены на главных экспортных рынках Украины — металлургическом и аграрном — неуклонно снижаются. Кроме того, в Украине продолжает падать производство, а значит, и экспорт.

 

В чем же заключались широко разрекламированные «реформы Яценюка»? Так называемую декоммунизацию, переименование милиции в полицию и возможность сотворения персонального электронного кабинета на сайте Министерства юстиции, прочую пиар-бутафорию, «полицейскую академию» и игры в Интернете сразу опустим, поскольку для подавляющего большинства граждан подобные «реформации» — в лучшем случае, до фонаря. Между тем, пока лучший друг Яценюка Аваков в «творческом содружестве» с невесть откуда взявшейся грузинской «гастролеркой» игрались в эту самую «полицейскую академию», резко обострилась криминогенная ситуация и возросла преступность.

 

Таким образом, остаются две «реформы» — гигантское повышение тарифов ЖКХ и столь же гигантская девальвация гривны.

 

До повышения тарифов средний гражданин платил за коммунальные услуги примерно 5-10% ежемесячного дохода. Теперь месячное проживание в однокомнатной квартире по стоимости сравнимо с ежемесячной же минимальной зарплатой. Правда, была запущена масштабная программа по субсидированию. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что субсидии покрывают далеко не все и не всем, установленные для субсидирования так называемые социальные нормы часто являются издевательскими, а контролируемые олигархами коммунальные монополии безбожно мародерствуют, наживаясь на гражданах. Кроме того, оказалось, что субсидирование явилось не чем иным, как аферой по масштабному перекачиванию бюджетных средств в карманы олигархов, контролирующих коммунальные и энергетические предприятия.

 

Что же касается обвала гривны, то оба правительства Яценюка вообще относились к этому вопросу как-то слишком безразлично, что наводит на обоснованные подозрения. Яценюк и компания усердно делали вид, что так называемое свободное курсообразование, масштабные спекуляции на валютном рынке и, как результат, 300-процентная девальвация национальной валюты являются теми самыми реформами, которые и приведут страну в «светлое капиталистическое будущее».

 

Впрочем, объясняется такая позиция правительства Яценюка довольно просто, поскольку оно выражало интересы прежде всего олигархов. Падение гривны было крайне выгодным олигархам для обесценивания внутренней себестоимости прежде всего трудовых ресурсов, проще говоря, усиления эксплуатации наемного труда за счет девальвации национальной валюты. Таким образом, падение цен на экспортную продукцию из-за неуклонно ухудшающейся конъюнктуры мировых цен, потери из-за войны, отпадения территорий, соответствующей утраты целого ряда предприятий и разрушения хозяйственных связей олигархи хотя бы частично компенсировали за счет девальвации валюты, прежде всего обесценивания стоимости трудовых ресурсов. Кроме обнищания граждан, это спровоцировало дальнейшее падение ВВП из-за падения покупательной способности населения.

 

Это было выгодно и самому правительству Яценюка, которое, как гордо заявлял этот персонаж, перевыполнило план по поступлениям в бюджет 2015 года. И это было действительно так, поскольку девальвация валюты и соответствующая инфляционная волна резко увеличили масштаб цен, что и привело к росту поступлений в бюджет. Но это были поступления в обесценившихся денежных знаках, причем этот рост был неадекватно малым по сравнению с инфляцией и девальвацией.

 

Кстати, из-за прекращения накачки банковской системы рефинансированием, которое привело к обвальной девальвации в 2014-2015 годах, а также из-за критического падения покупательной способности населения и внутреннего инвестиционного спроса на фоне надутых инфляцией цен в настоящий момент начинают наблюдаться дефляционные процессы. В нынешней ситуации это представляет новую опасность в виде нового витка сокращения производства, торговли и потребления, падения ВВП и так называемого схлопывания экономики. А инфляционного ресурса уже нет, и наполнение бюджета выглядит все более проблематичным. Далее могут быть два сценария: либо дальнейшее падение экономики и обострение социальных противоречий, угрожающих государственности, либо очередная эмиссионная накачка экономики все более обесценивающимися денежными знаками, что приведет к новому всплеску девальвации и инфляции с теми же социальными последствиями. Ситуация зело напоминает наркоманию: без очередной «дозы» наркоман «загибается», «доза» его кратковременно «оживляет», но вслед за этим ситуация еще более ухудшается, и все оканчивается летальным исходом.

 

Правда, есть еще один вариант — увеличение налогового давления, что окончательно загонит бизнес в тень.

 

Конечно, нельзя в этом обвинять исключительно Яценюка, поскольку «наркозависимая» экономика стала закономерным результатом возникновения и развития после развала Советского Союза в Украине компрадорско-олигархического социально-экономического уклада. Но за два года бурной деятельности Яценюк и оба его правительства изрядно приложили руку к углублению указанных проблем, поскольку эти правительства действовали в интересах крупного олигархата, прежде всего Коломойского и Ахметова. К болтовне же Порошенко о «деолигархизации» и вовсе следует относиться как к бреду сумасшедшего уже хотя бы потому, что Порошенко сам был и остается олигархом, а коррупционные и оффшорные скандалы вокруг Порошенко и его окружения это лишний раз подтверждают.

 

И напоследок. О каких реформах и о какой революции можно вести речь?! В стране ничего не изменилось. В Украине остается все тот же олигархический строй, который и привел к нынешним трагедиям, создав условия для вмешательства Москвы, отпадения Крыма и сепаратизма на Донбассе. Теперь, после сокращения «кормовой базы» олигархата, олигархическое мародерство на оставшейся территории резко усилилось, что нашло отражение прежде всего в тарифах ЖКХ. Все это чревато новым социальным взрывом, в который Путин не преминет вмешаться. Так что у нас еще все впереди… И это одна из главных «заслуг», в том числе, и Яценюка.

 

Смена Яценюка на Гройсмана и некоторое, как говаривал «бацька» Лукашенко, «перетрахивание» правительства, опять-таки, ничего в этой стране не изменили. Власть отражает интересы олигархата и сама во многом является олигархической. А значит, худшее еще может ожидать нас впереди…

 

www.ua-banker.com

Просмотров: 3248
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
Показать комментарии (1) Скрыть комментарии Обновить
Спасибо!
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:
Повторите изображенный на картинке код*:
Защитный код