Американская мечта: почему продажа проблемных активов банков банкротов закончилась провалом
Американская мечта: почему продажа проблемных активов банков банкротов закончилась провалом
12 октября 2017 | 02:05

Украинское информационное пространство в последнее время буквально переполнено новостями и слухами об американских торговых площадках, специализирующихся на продажах проблемных активов, – FFN i Debt Exchange. Причиной этому послужило, в частности, заявление представителя АМКУ о том, что эти площадки получают ежемесячно по 12 млн грн от НБУ.

 

Впрочем, на самом деле, согласно решению НБУ, копия которого есть в распоряжении Mind, это была единовременная выплата. А вот главная проблема фактически осталась без внимания многих медиа – аукционы по продаже проблемных активов неплатежеспособных банков закончились провалом. Эти аукционы в последнее время были главной надеждой ФГВФЛ и НБУ. Теперь стало очевидно, что спроса на проблемные активы в Украине нет, и вряд ли он появится в ближайшие годы. Но именно в последующие два года должны быть проданы все активы неплатежеспособных банков. Поэтому Фонду гарантирования вкладов будет трудно рассчитаться с бюджетом, а Нацбанк будет вынужден списать миллиардные суммы задолженностей ушедших с рынка финучреждений.

 

Напомним, за последние три года в распоряжение ФГВФЛ перешел портфель проблемных активов номинальной стоимостью 0,5 трлн грн. В то же время его оценочная стоимость едва достигает 100 млрд грн. Однако и такие средства вряд ли удастся выручить от продажи абсолютно всех активов, которую планируется завершить за два года.

 

Кому предлагают проблемные активы? Большие надежды в части торгов представители НБУ и ФГВФЛ возлагали на пакетные продажи проблемных активов иностранным инвесторам. «Здесь они (должники. – Mind) все выбивают в судах. А когда это купят американцы, суды побояться принимать очевидно спорные решения в пользу должников» – так описывал эти надежды анонимный собеседник Mind в Фонде гарантирования вкладов.

 

В НБУ же на условиях анонимности жалуются на несколько основных проблем: несмотря на распиаренность системы «РroZorro-продажи», она не является эффективной, в ней отсутствует адекватная бизнес-модель. И в Украине просто-напросто нет ликвидности, которая в ближайшие два года смогла бы поглотить предложенное количество проблемных активов, стоимость которых уменьшается с каждым месяцем.

 

Кому доверят продажу? О продаже активов «пулами» опять с энтузиазмом заговорили после прихода в Фонд гарантирования вкладов Юлии Берещенко, которая возглавила Консолидированный офис продаж проблемных активов. Тогда же появилась первая информация, что в этом процессе могут быть задействованы специализирующиеся на этом американские торговые площадки – FFN и DebtX.

 

Пилотным проектом по продажам должны были стать два пула активов, которые когда-то были взяты Национальным банком в качестве залога под выданный рефинанс. Подобные активы ранее называли одними из самых качественных из тех, что есть портфеле фонда. Согласно сообщению FFN, на начальном этапе состоится продажа пакета из 52 кредитов на общую сумму $170 млн. А DebtX заявлял об аукционе номинальной стоимостью около $240 млн.

 

Планы относительно продаж активов пулами на специализированных торговых площадках даже прописали в меморандуме Украины с Международным валютным фондом, где Украину обязали провести прозрачные аукционы по продаже проблемных активов. Идея сразу встретила ощутимое сопротивление у местных игроков, развернувших против американских площадок активную пиар-кампанию, которая продолжается до сих пор.

 

На каких условиях? Поводом для такой кампании прежде всего стали условия, на которых наняли эти компании. Они действительно были лучше, чем у украинских торговых площадок, которые получают от 1 до 5% за продажу одного лота.

 

Американцы же должны получать 5% от продажи активов. Более того, им досталось бы и разовое вознаграждение, которое им бы выплатили независимо от результата аукционов. Согласно решению НБУ, услуги FFN закупили за 11,485 млн грн, а DebtX – по 12,161 млн грн.

 

Интересным также было то, что формально Нацбанк нанял две дочерние украинские компании с похожими на американские названиями, а руководителями в обоих стали представители юркомпании Aequo, которую связывают с заместителем главы Администрации президента Алексеем Филатовым, отвечающим за судебную реформу.

 

А есть в этом процессе вообще американцы? Или же они просто выступили в качестве «фронтьеров»? Разумеется, сразу же возникли вопросы. Еще больше вопросов появилось после того, как ICU, представители которой являются частыми гостями в НБУ и АП, зарегистрировала собственный фонд для приобретения проблемных активов и заявила, что будет принимать участие в торгах на американских площадках.

 

В Администрации президента эти связи, конечно же, решительно отвергают. Вскоре были развеяны мифы и о ICU, так как еще до аукциона отдельные ее представители заявили, что не будут участвовать в торгах, так как считают цену завышенной.

 

Кто пригласил американские торговые площадки? Здесь интересна также реакция ФГВФЛ и Национального банка. На условиях офф-рекордс в центробанка несколько раз подчеркнули: «НБУ ничего не продает, всеми продажами занимается Фонд гарантирования».

 

В ФГВФЛ в ответ на это заявили, что запланированные продажи – «это полностью инициатива Национального банка». Мол, фонд вынужден был принять условия, которые ему выставил НБУ, поскольку тот является залогодержателем этих активов и без его согласования Фонд ничего бы не смог сделать.

 

Исходя из решения НБУ №77 от 10 февраля, текст которого есть в распоряжении Mind, инициатором такого аукциона был все же Национальный банк, правление которого одобрило закупки услуг американских торговых площадок, рассмотрев предложение Департамента управления рисками НБУ.

 

Что касается формирования пулов, то в Нацбанке на условиях анонимности настаивали, что их сформировали совместно с Фондом гарантирования вкладов. Журналисту Mind источник в Фонде сказал следующее: «Мы должны были принять любые их условия, иначе они бы просто не дали согласия на продажу».

 

Как проходили торги? Впрочем, когда дело дошло до аукционов, оказалось, что все усилия были фактически напрасными. На одной из площадок по пулу кредитов вовсе не поступило никаких предложений от потенциальных инвесторов, а на второй, по словам анонимного собеседника Mind из ФГВФЛ, были сделаны предложения в диапазоне 3–4% от номинальной стоимости пула кредитов, что, конечно же, никого не устраивало.

 

«В электронном кабинете зарегистрировалось около десятка клиентов, но на самом деле интерес проявляли лишь две-три компании», – констатировал собеседник Mind. Итак, украинским площадкам не следует переживать, поскольку очевидно, что теперь они займутся реализацией этих активов.

 

Что будет дальше? Пока НБУ не отказывается от идеи продолжать сотрудничество с американскими торговыми площадками. «Фонд гарантирования вкладов физлиц совместно с Национальным банком проанализирует первый опыт по организации и проведению продажи крупных пулов активов неплатежеспособных банков. Как обеспеченный кредитор, согласующий способ и место реализации своих заложенных активов, НБУ примет участие в совершенствовании дальнейшей стратегии реализации совместного с Фондом пилотного проекта по продаже крупных пулов активов неплатежеспособных банков», – ответили в Национальном банке на запрос Mind.

 

Но уже сейчас понятно, что «чуда» не произошло, спроса среди нерезидентов на украинские проблемные активы по более-менее приемлемой цене нет. Учитывая, что сроки ликвидации банков заканчиваются в основном в ближайшие два года, активы, вероятно, будут проданы на внутреннем рынке, где покупателями станут или же заемщики, или приближенные к власти компании, которые смогут пролоббировать усиление прав кредиторов и иметь влияние на суды.

 

И скорее всего, цена на такие активы будет крайне низкой. Недавно Фонд представил свою модель «голландских аукционов», согласно которой лоты, не проданные через РroZorro, будут «пакетироваться» в пулы, после того как цена на них опустится до 20%. И тогда уже их будут продавать по модели «голландского аукциона».

 

Сами же такие пулы будут проданы, вероятнее всего, за копейки. Так закончится процесс ликвидации обанкротившихся банков – с максимальными потерями для государства и с минимальными потерями для тех, кто выводил средства из банков и не возвращал кредиты.

 

www.ua-banker.com

Просмотров: 1428
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
Показать комментарии (0) Скрыть комментарии Обновить
Спасибо!
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:
Повторите изображенный на картинке код*:
Защитный код