Есть ли смысл покупать сейчас электронику?
Есть ли смысл покупать сейчас электронику?
8 марта 2009 | 15:29

За 2008 год бытовая техника и электроника подорожала в среднем на 60%. Не исключено, что и в 2009 году цены продолжат повышаться. Eсть ли смысл покупать дорогостоящую электронику именно сейчас, не дожидаясь еще большего падения гривни и еще более высоких цен.

 

Второго января 2009 года инженер Олег решил купить масляный обогреватель. Объездив несколько магазинов, он так ничего и не выбрал. "Не было из чего выбрать", - посетовал Олег. Впрочем, через пару дней он опять прошелся по "техническим" супермаркетам и все-таки купил нужную вещь. Вообще-то традиционно после новогодних праздников выбор товаров в магазинах не очень велик. Тем не менее сказать, что прилавки ощутимо опустели именно в канун нового 2009 года, нельзя.

 

"Повышенный спрос на бытовую технику был отмечен в октябре 2008 года, в то время, когда кризисные явления достигли Украины - люди снимали деньги с банковских счетов и массово скупали технику, дабы не совершать запланированные предновогодние покупки втридорога. Напомню, в те времена наличный курс достигал отметки 11 грн за $1", - рассказал Владимир Темкин, руководитель коммерческого департамента компании "Домотехника". Лидерами продаж тогда были стиральные машины, телевизоры, пылесосы, холодильники и газовые плиты, а развлекательная продукция оказалась не слишком приоритетной для потребителя.

 

В конце 2008 года, по словам г-на Темкина, потребитель, раздосадованный ухудшением экономической ситуацией, шел в магазины без особого энтузиазма.

 

В начале 2009 года продавцы техники наблюдали ситуацию, похожую на ту, что была в конце 2008 года. Директор розничной сети "МКС" Виктор Терно рассказал, что "продажи января 2009 года в нашей розничной сети по сравнению с началом 2008 года снизились примерно на треть". Хуже всего покупали мобильные телефоны, цифровые и зеркальные фотокамеры, ЭЛТ-телевизоры, радиотелефоны, DVD/CD-проигрыватели, сканеры, электрообогреватели. "Меньше всего уменьшился спрос в таких товарных группах, как плазменные панели, пылесосы, микроволновые печи. Для некоторых товарных групп, таких как кухонные электроприборы, TFT-телевизоры, кондиционеры, музыкальные центры, цифровые фоторамки, автомобильные холодильники, аксессуары и другие, отмечен заметный рост продаж относительно прошлого года", - не скрывал радости г-н Терно.

 

Ценный быт

 

По оценкам Владимира Темкина, около 95% техники и электроники, продаваемой в стране, ввозятся из-за рубежа. Поэтому основные колебания цены происходили после изменения курса гривни по отношению к доллару. Из-за ощутимых курсовых колебаний электроника за 2008 год подорожала в среднем на 60%. "Весь товар подорожал равномерно. Но из-за того что спрос на "развлекательные" товары невелик, образовались большие остатки по домашним кинотеатрам, DVD-плеерам, компьютерам, ноутбукам, фотоаппаратам, видеокамерам и mp3-плеерам", - заметил г-н Темкин. Поэтому, чтобы разгрузить склады, компании вынуждены опускать цены на эти категории товаров ниже их себестоимости, - уверяет г-н Темкин. Дескать, поэтому и размер подорожания у "развлекательных" товаров меньше, чем у другой продукции.

 

Впрочем, повышение цен и финансовый кризис не отпугнули платежеспособных покупателей, которые готовы платить за качество, сервис и не изменять своим предпочтениям. А вот клиенты, которые большую часть покупок осуществляли в кредит, влияние кризиса могут ощутить очень сильно. По мнению Виктора Терно, эта категория покупателей в период кризиса существенно уменьшит аппетиты, будет формироваться отложенный спрос.

 

"Принято считать, что продажи в целом по рынку в период кризиса смещаются в сторону товаров нижнего ценового сегмента. Однако это верно только частично и только для покупателей, которых условно можно отнести к "среднему" классу и ниже", - отметил он. Таких покупателей действительно становится меньше Г-н Терно рассказал, что некоторые торговые сети ощущают резкое снижение объемов продаж именно потому, что ориентируются, в первую очередь, на недорогие товары, электронику малоизвестных производителей. А те продавцы, которые торгуют известными брендами, снижения спроса якобы и не ощущают.

 

Дефицита не будет

 

Понятно, что если спрос (оборот) падает, а цены растут, то у торговли остается все меньше возможностей и желания поддерживать широкий ассортимент и низкие розничные наценки.

 

По мнению директора розничной сети "МКС" Виктора Терно, товарный дефицит на рынке электроники, как и на других импортно-ориентированных рынках, может быть вызван дефицитом оборотных средств, а также регуляторными ограничениями со стороны Кабмина. "В большей степени эти ограничения могут почувствовать небольшие розничные сети. Однако учитывая, что продажи электроники в Украине во второй половине прошлого года не вышли на запланированные объемы, на рынке присутствуют достаточно значительные складские запасы. На их распродажу по разным товарным группам может уйти от 1-2 месяцев до полугода", - отметил он. Поэтому, по мнению эксперта, острого дефицита в ближайшее время, скорее всего, не будет.

 

"Некоторое сужение ассортимента на витринах магазинов электроники можно объяснить скорее не дефицитом, а желанием ритейлеров сократить собственные складские запасы и работать с текущим спросом под заказ", - подчеркнул г-н Терно. Владимир Темкин также считает, что с поставками в ближайшие 3-5 месяца "все будет в порядке", поскольку в связи с большим затовариванием складов дистрибуторов и продавцов, поставок вообще не ожидается.

 

Впрочем, не исключено, что ассортимент товаров все-таки сузится. По мнению директора аналитического департамента консалтинговой компании "Про-Консалтинг" Александра Соколова, учитывая сокращение спроса и повышение цен, торговым сетям может оказаться не выгодно завозить дорогостоящий и маловостребованный товар.

 

Ценовые перспективы

 

Как рассказал г-н Терно, снижение спроса на рынке потребительской электроники имеет несколько составляющих. Во-первых, произошли коренные изменения в кредитовании покупателей: банки свернули кредитные программы или предлагают потребителям новые кредиты с невыгодными условиями, рассматривают возможность повышения процентных ставок по действующим кредитным договорам, активизируют меры по возврату кредитных задолженностей потребителей. Во-вторых, произошло неизбежное повышение цен в связи с резким ростом валютного курса в полтора раза и более.

 

"Все указанные факторы - снижение платежеспособности, ожидание инфляции, пессимистические настроения потребителей и связанная с этим переориентация на другие - более необходимые - товары и услуги, а также рост гривневых цен на импортную технику - приведут к уменьшению объемов продаж и тем самым ограничат развитие рынка потребительской электроники в текущем году", - заметил он.

 

Александр Соколов напомнил, что поскольку стоимость бытовой техники зависит от курса доллара, то в будущем, если гривня будет дешеветь, стоит ожидать и повышения цен на бытовую технику и электронику. "Цена на бытовую технику и электронику будет полностью зависеть от стоимости гривни по отношению к доллару, а другие показатели, которые влияют на цену, будут нивелированы тем, что сейчас на складах продавцов находится очень много товара", - заверил г-н Темкин.

 

Эксперты, с которыми общались "Деньги", также уверены, что ожидать заполнения рынка, в частности торговых сетей, дешевой техникой не стоит. "Для "организованной" розницы предпочтительным, как и прежде, будет платежеспособный клиент, который хочет получить качественный товар, который требователен к сервису", - отметил Виктор Терно. Он также считает, что возможности ценовых методов борьбы за рынок потребительской электроники, вероятнее всего, будут ограничены. И за ограниченное количество потребительских денег развернется жесткая конкуренция, появится реальный спрос на качественное обслуживание.

 

Вот только вопрос - сколько из ныне существующих техномаркетов смогут прокормиться деньгами, которые лежат в карманах этих самых взыскательных покупателей, - к сожалению, слой таковых еще недостаточно крепкий в Украине. А если супермаркеты электроники станут закрываться один за другим, то во весь рост встанет проблема монополизации - со всеми ее прелестями, вроде высоких цен и хамства персонала. Возможно, нам, покупателям, помогут онлайн-магазины? В любом случае, возвращаться во времена, когда телевизоры и стиралки везли с вещевых рынков и "оптовых фирм", категорически неохота.

 

Итого: Сети бытовой техники сужают ассортимент, поднимают цены и опасаются конкурентов из Интернета. В ближайшие полгода выбирать подходящую бытовую технику и электронику будет хлопотнее и дороже, чем мы уже привыкли.

 

 

www.ua-banker.com

Просмотров: 2470
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
Показать комментарии (0) Скрыть комментарии Обновить
Спасибо!
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:
Повторите изображенный на картинке код*:
Защитный код