Первыми жертвами платежного кризиса в Украине стали предприятия, которые еще в конце 2008 г. не могли своевременно получить перечисленные средства. <В январе-марте время прохождения денег по счетам увеличилось еще больше. Минимальный срок зачисления средств абонентов, поступающих в оплату наших услуг, сейчас составляет два-три дня, максимальный - десять суток и более>, - рассказала <ДС> руководитель отдела PR компании <Воля> Алина Сигда. <У нас регулярно возникают проблемы с зачислением наличной выручки. Мы постоянно сталкиваемся с опозданием на два дня, а недавно задержка поступления денег достигла двух недель>, - дополнил ее начальник отдела кредитных операций VolWest Group (сеть супермаркетов <Наш Край>) Михаил Сумовский.
Настоящей системой с недавних пор стали задержки карточных платежей: минимальный срок зачисления средств на счета сегодня составляет два-три дня, максимальный - пять-семь. <Если раньше деньги покупателей, рассчитавшихся за товары при помощи карты, поступали к нам на счет в течение одного-двух дней, то сегодня на это уходит два-три дня>, - отметил в интервью <ДС> генеральный директор ООО <Квиза-Трейд> (сеть супермаркетов <Велика Кишеня>) Игорь Душко. Торговцы и предприятия сферы обслуживания тут же нашли выход из положения: всеми правдами и неправдами начали ограничивать прием к оплате платежных карт. <Дошло до того, что в некоторых торговых точках появились списки банков, чьи карты не принимаются к оплате. Это можно пояснить только одним: финучреждения, обслуживающие эти магазины, опасались неполучения денег по карточной транзакции от банков-эмитентов, которые находятся под контролем временной администрации или испытывают финансовые затруднения>, - сказал <ДС> начальник управления организации карточных программ банка <Хрещатик> Сергей Головань.
<Аналогичным образом поступила и наша компания. Мы обратились к абонентам с рекомендацией не оплачивать услуги через Родовид Банк, а также <Надра> и <Киев>. Например, с последним у нас сложилась просто критическая ситуация: к началу февраля сумма долга этого финучреждения перед компанией достигла нескольких сотен тысяч гривень. Похожее происходит сейчас и с некоторыми другими банками>, - дополнила его Алина Сигда.
Не обошел платежный кризис и рынок мгновенных денежных переводов. <Типичной стала ситуация, при которой их выплата происходит не на протяжении 10-15 минут, как это было ранее, а в течение дня. Иногда задержки достигают нескольких суток>, - сообщил в интервью <ДС> заместитель председателя правления банка <Финансы и Кредит> Игорь Львов. Хотя при таком поведении платежные системы имеют право разрывать отношения с финучреждениями, однако, как сообщили <ДС> в НБУ, таких случаев в январе-марте зафиксировано не было. Напомним, что 13 марта в Украине зарегистрирована 21 международная система денежных переводов, а пальма первенства оставалась за Western Union, <Анеликом>, <Лидером> и <Юнистримом>.
В сумме общий объем задержанных перечислений в стране, по оценкам финансистов, к середине марта достиг 8-10 млрд грн., количество банков, затягивающих платежи, - 75-80. Чаще всего просрочивают выплаты и зачисления денег на счета финучреждения, в которых НБУ была введена временная администрация либо назначен куратор: Проминвестбанк, Укрпромбанк, Захидинкомбанк, Трансбанк, Одесса-банк, Банк регионального развития, Укргазбанк, СоцКомБанк, а также <Национальный кредит>, <Причерноморье>, <Киев> и <Надра>. <В то же время сейчас даже в первой двадцатке финучреждений есть банки, допускающие задержки перечислений на 20-30 дней. Многим пришлось вспомнить забытое еще в 2001 г. понятие <картотеки #2>: она подразумевает выстраивание очереди, по которой осуществляются платежи>, - отметил в беседе с <ДС> председатель правления Терра Банка Сергей Щербина.
Денег нет
Банкиры выделяют одну причину платежного кризиса - обострение кризиса ликвидности. По данным НБУ, со 2 февраля по 3 марта остатки на корсчетах финучреждений упали сразу на 5 млрд грн. (до 13,2 млрд), общий отток депозитов юридических и физических лиц в январе-феврале составил 37,3 млрд грн. (10, 4%). <Мы столкнулись с системной проблемой: из банков стремительно вытекают средства клиентов, восполнять которые удается далеко не всем. Финучреждения, у которых есть возможность привлечь ресурсы, не всегда могут делать это достаточно оперативно. У них возникают разрывы ликвидности, и они начинают задерживать платежи>, - рассказал <ДС> председатель правления БГ Банка Константин Полосков.
Финансисты не скрывают, что используют поступающую наличность либо безналичные перечисления для латания дыр в своих платежных календарях: приняв у клиента живые деньги для оплаты, направляют их на погашение текущих обязательств, например на расчет с вкладчиками. <Платежи выстраиваются в очередь, и физлица, осуществляющие перечисления, как правило, оказываются на одном из последних мест. На первом же у финучреждений обычно стоит выполнение межбанковских обязательств, а затем проводок клиентов-юрлиц>, - пояснил <ДС> первый заместитель председателя правления Партнер-банка Андрей Онистрат.
Нередко оттягивание платежей доходит до абсурда. <У нас был необычный случай: в финучреждение поставщика поступили наши средства, но он не зачислял их на счет компании. И та две недели утверждала, что мы не оплатили товар. Решить проблему удалось лишь после того, как мы уже через свой банк затеяли расследование - направили соответствующий запрос в финучреждение-получатель денег. После этого они попали на счет нашего партнера>, - поделился с <ДС> Михаил Сумовский из VolWest Group (сеть супермаркетов <Наш Край>).
Неплатежи могут затянуться
Население и предприятия нашли простой способ борьбы с затягиванием банковских платежей - начали выметать со счетов остатки и осуществлять расчеты наличными. <Если раньше через 15 дней после получения зарплаты клиенты оставляли на своих картах порядка 30-40% поступлений, то сегодня - не более 15%>, - рассказал Сергей Головань. Чтобы оперативно получать деньги, предприятия сферы обслуживания начали создавать собственные кассы и принимать наличными оплату коммунальных услуг, кабельного телевидения, интернета и пр. При этом, правда, они параллельно продолжают работать с избранными финучреждениями. <Столкнувшись с задержкой и даже остановкой платежей через некоторые банки, мы предложили абонентам пользоваться для оплаты наших услуг финучреждениями, более оперативно осуществляющими платежи, а также платежными терминалами и on-line оплатой с помощью карточек через наш интернет-сайт>, - сказала <ДС> Алина Сигда из компании <Воля>.
Изобретать схемы для оперативной оплаты товаров и услуг пришлось и отечественным предприятиям. <Например, розничные сети увеличили долю расчетов наличными с поставщиками: торговая выручка теперь не зачисляется на счет магазина, а используется для расчетов. Мы отмечаем сокращение объемов инкассации и безналичных оборотов у торговых предприятий>, - сообщил Константин Полосков.
Переход в кэш - на сегодняшний день единственный вариант для компаний, которые пытаются наладить своевременную оплату товаров и услуг. От финучреждений не ждут восстановления платежной дисциплины в ближайшее время, не гарантирует этого и регулятор, который не намерен наказывать подопечных за грубое нарушение прошлогоднего постановления ї328, отводящего на перечисление денег в Украине один-три дня. <Действующее законодательство позволяет нам штрафовать банки за серьезную просрочку платежей, но пока мы этого делать не будем, поскольку считаем, что неэффективно наказывать финучреждения, у которых уже есть сотни миллионов гривень неплатежей. Полагаю, в данной ситуации НБУ должен лишь поддерживать ликвидность и платежеспособность своих подопечных: предоставлять им рефинансирование, а также направлять кураторов и временных администраторов для контроля целевого использования выделенных ресурсов>, - рассказал в интервью <ДС> директор департамента платежных систем центробанка Виктор Кравец. По данным НБУ, в январе банковская система была рефинансирована на 4,7 млрд грн., в феврале - на 15,2 млрд. По оценкам специалистов, при таких темпах финансирования, согласно оптимистическим прогнозам, платежный кризис в стране закончится к началу осени, пессимистическим - в январе-феврале 2010 г.
www.ua-banker.com источник ДС
- Удары по зерновой инфраструктуре: стойкость Украины, угрозы и перспективы
- Мнение: Кому выгодно нагнетание панических настроений в Украине или почему Украина должна стать сакральной жертвой во благо процветания экономик США и Великобритании?
- Алексей Лупоносов о расследовании Совбеза о появлении новых олигархов после "банкопада" в Украине - Видео
- МИЗРАХ ИГОРЬ: Как изменилась корпоративная культура «на удаленке»?
- «В НБУ сегодня конфликт между старой и новой командами» — эксперт