В рейтинг самых богатых людей планеты влиятельного на Западе журнала «Форбс» включены шесть миллиардеров с Украины. Их совокупный капитал составляет почти 26 миллиардов долларов.
Это притом, что экономический кризис на Украине бушует подобно цунами. Граждане страны с ужасом смотрят на ценники и исчезающие с прилавков товары, скрупулезно подсчитывая мелочь в кошельках, только бы до зарплаты дотянуть. Многие тревожатся, будет ли вообще зарплата, а если будет, то когда?
Российское руководство уже заявило о том, что пик падения рубля пройден и теперь можно ожидать позитивных перемен, и для этого разработало отдельные программы на нынешний и последующие два года. Канцлер Германии Ангела Меркель выразила уверенность в том, что именно ее страна первой выйдет из экономического кризиса. Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко тоже поучаствовала в словесной браваде, заявляя о том, что с наполняемостью государственного бюджета все в порядке, а кризисные явления останутся за бортом украинского корабля уже к следующему году. Поверить в такое чудо трудно, а вот побеседовать о том, что мешает Украине сделать реальные шаги к преодолению экономического спада, пожалуй, стоит. И сделаем мы это вместе с заместителем директора Института экономико-правовых исследований Национальной академии наук Украины, доктором экономических наук, профессором Валерием ВАСИЛЕНКО.
- Валерий Николаевич, насколько прав Нобелевский лауреат Эдмунд Феллс, сказав на днях, что кризис раскрыл слабые стороны существующей сегодня американской экономики, а бизнес исчерпал динамизм дальнейшего развития?
- Полагаю, что крупный американский экономист с мировым именем прав. Американское гражданское общество, которое строилось и стоит на защите интересов отдельного индивидуума, скорее всего действительно не может дальше развиваться в прежнем русле. Американцам надо теперь искать новые приоритеты и возможности, которые определили бы базис экономических отношений для дальнейшего движения. Я бы назвал этот кризис кризисом западной цивилизации.
- Какой же выход может найти Украина из кризиса, если на политическом фронте вовсю идут бои за власть, а экономика тает на глазах?
- А вот в этом случае нам неплохо бы воспользоваться американским опытом 80-летней давности. Что сделал президент Франклин Рузвельт, когда на США нагрянул экономический кризис 1929-1933 годов? Несмотря на либеральную экономику – гордость американских граждан, Рузвельт вынужден был прибегнуть к не популярным шагам. Прежде всего, он ввел жесткое государственное регулирование. Был взят на вооружение принцип программно-целевого планирования, который реализовывался по нескольким конкретным направлениям. Меры, предпринятые Рузвельтом, были направлены на то, чтобы связать денежную и товарную массы. А для этого был даже принят непопулярный закон, согласно которому 90% финансовых ресурсов банков направлялось на поддержку и развитие конкретного производства, но ни в коем случае не торговли. И только 10% разрешалось расходовать на поддержание сферы обращения. Банковские кредиты выдавались на длительные сроки и под небольшие проценты, а государство взяло на себя функцию координатора. Таким образом удалось наладить достаточно эффективное стимулирование производства.
- Почему же не находится желающих сегодня хотя бы частично перенять этот опыт?
- А кто вам сказал, что этого не происходит? В России, если не ошибаюсь, определено около 10 основных направлений (так называемые Национальные проекты) по преодолению кризиса, которые финансируются по целевому назначению. Так, кстати, делалось и в советские времена, когда, например, через Стройбанк по целевым программам финансировались крупные объекты промышленного строительства. А если говорить об украинских реалиях, то за последние годы мы участвовали в разработке не менее 10 программ различного уровня, и все они были вполне приемлемы для реализации, но ни одна не была выполнена (хотя отдельные попытки предпринимались), потому что программы эти, лишенные финансирования, оставались только на бумаге. Точно в соответствии с пословицей гладко было на бумаге, да забыли про овраги.
- Не хватило средств довести до конечного результата хотя бы одну из принятых программ?
- Да не только в средствах дело... Почему у нас складывается все не так, как надо? Потому что мы наращиваем внешние государственные займы, при этом говорим о реальном приближении дефолта. Но все равно продолжаем это делать. И никто, например, не отчитался перед обществом, куда подевались деньги первого транша Международного валютного фонда. В каких банках они застряли или в чьих карманах, ибо, если бы они были потрачены действительно на укрепление гривны, результат был бы налицо. А МВФ тем временем под новый транш валютного займа выставляет нашей стране совершенно неприемлемые условия, и руководство Украины на них уже согласилось. Пообещали с нынешнего года начать увеличение пенсионного возраста, что в нынешних условиях просто неприемлемо. Согласились с тем, что будут ликвидированы все льготы по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства, а цены на газ для населения установят на уровне мировых. И что в таком случае останется делать человеку, получающему 500 гривен пенсии или урезанную заработную плату, поскольку у нас сотни тысяч граждан находятся в неоплачиваемых отпусках или работают неполный день? Кстати, тот же Рузвельт не урезал зарплату, а увеличил в несколько раз. А для того, чтобы обеспечить занятость населения, затеял широкомасштабное строительство дорог, и теперь весь мир завидует качеству американских автострад. У нас тоже обещали в течение пяти лет ежегодно создавать по миллиону рабочих мест. Однако на Украине только за минувший год численность безработных выросла более чем на миллион, а в ближайшее время их число может вырасти еще на три миллиона.
- Валерий Николаевич, вы упомянули о том, что Рузвельт в свое время ввел, помимо прочего, жесткое ограничение импортных поставок. Наши власти тоже попытались это сделать, даже ввели 13-процентную дополнительную пошлину на товары, поставляемые из-за рубежа. Насколько, на ваш взгляд, эта мера будет эффективной?
- Лучше было бы этого не делать вообще. Мало того, что это 13-процентное увеличение импортных пошлин противоречит нормам, действующим во Всемирной торговой организации, в которую Украина совсем недавно вступила, так еще и повышение пошлин, например, на ввозимый уголь, безусловно, поднимет цены на кокс, а значит и на металл. Как, в таком случае, будут выглядеть украинские металлурги хоть на внутреннем, хоть на внешнем рынке? Плачевно будут выглядеть, а ведь бюджет Украины наполняется по большей части за счет металлургов. Кроме того, это коснется буквально каждого из нас, поскольку все товары промышленной группы, которые мы покупаем, в основном импортного производства. Цена их – как, впрочем, и отечественных - растет за счет падения курса гривны, а тут еще правительство приняло постановление, которое снимает ценовые ограничения по всем группам товаров.
- В таком случае возникают два вечных русских вопроса: кто виноват и что делать?
- Кто виноват? На этот вопрос ответить достаточно легко. Виноваты все мы, потому что поверили предвыборным обещаниям и допустили к власти людей, которые превратили эту власть в собственный бизнес. И если в той же Верховной Раде начинаются торги по какому-либо вопросу, можете быть спокойны: интересы избирателей учтены не будут. На самом деле богатых людей в нашей стране несколько больше, чем шесть миллиардеров, их примерно 10%, или более четырех миллионов. Но столько же и очень бедных людей. Разрыв между доходами богатых и бедных все время увеличивается, измеряясь сотнями раз. При этом в обеих прослойках доминирует главный интерес – деньги. Но если первые решают проблемы, куда их потратить, то вторые – где взять. И они никогда не договорятся, не поймут друг друга. Государство должно вносить в это соотношение богатых и бедных определенные коррективы.
- Например, сократив заработную плату высшим госчиновникам, включая президента и премьера?
- Это - капля в море, которая проблемы не решит. Вопрос в другом. Почему, скажем, в Швеции, или в Финляндии и кризисы не столь ощутимы, и социальных противоречий особых нет? Потому что у них разрыв между минимальными и максимальными доходами допускается не более чем в два раза. Поэтому и говорят о так называемом шведском социализме. А никакого социализма там нет, есть нормальные капиталистические, рыночные отношения, находящиеся под жестким государственным контролем.
- Валерий Николаевич, может быть, надо переходить хотя бы в отдельных случаях к общинным формам ведения хозяйства – это вполне возможно в аграрном секторе экономики. Но не станет ли такой шаг возвратом к социалистическим методам управления?
- Не надо путать общинные формы ведения хозяйства с социалистическими. Это разные вещи. Например, агрофирмы ОАО «Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича» и АП «Шахта им. Засядько» никакого отношения к социализму не имеют, а вот общинные формы там присутствуют. И это хорошо, что крупные предприятия становятся у нас многоотраслевыми, вкладывают средства в те направления экономики, которые государство не способно профинансировать в необходимом объеме.
- Но почему же тогда на Украине этот опыт до сих пор не нашел широкого применения?
- Дело в том, что руководители и ММК им. Ильича Владимир Семенович Бойко, и шахты им. Засядько Ефим Леонидович Звягильский – это люди, которые совмещают в себе традиционный менталитет с новыми подходами к ведению хозяйства. А попробуйте вы предложить нечто подобное нынешним олигархам, сознание которых формировалось в основном в современных условиях дикого капитализма, – они вас не поймут.
- Международные эксперты на саммите в Астане говорили, что кризис может оказаться затяжным, а реально ли проблему решить, так сказать, в отдельно взятом регионе?
- Что касается продолжительности кризиса, то, на мой взгляд, он может не просто затянуться, но и будет перманентно повторяться. Еще Карл Маркс доказывал, что кризисы в капиталистической экономике вполне логичны каждые 10-12 лет. Жизнь лишь подтверждает правоту марксистской теории. Более того, периодичность современных кризисов может намного сократиться. Подобный риск не исключен для Украины. Что же касается региональных подходов к решению кризисных проблем, то я уверен, что они есть, но у регионального руководства не хватает воли для реализации того, что предлагают ученые-экономисты. На мой взгляд, проблема кризисов во многом кроется в банковской системе. В Донецкой области два-три банка, которые созданы непосредственно в нашем регионе и обслуживают в первую очередь его экономику. Неплохо было бы эти банки жестко увязать с производством, чтобы балансировать товарно-денежную массу. Если у государства не находится времени заняться этим, то проблему надо решать на местах.
- Но тогда местная власть возьмет на себя функции правительства?
- Если даже это будет выглядеть таким образом, ничего страшного. Правительство должно делегировать определенные полномочия местной власти. Руководители региона, банкиры, ученые, хозяйственники могли бы собраться вместе и определить правила игры – четкие и прозрачные. А работа по поддержанию банками производственного сектора должна вестись по четко определенным направлениям. Например, по цепочке «уголь – кокс - металл» или «уголь – энергетика - машиностроение». Необходимо также направить средства на поддержку сельхозпроизводителя, перерабатывающих отраслей. Таким образом могут сформироваться определенные финансово-промышленные группы. И ничего страшного нет в этой формулировке, просто надо научиться вещи называть своими именами. Тогда мы сможем переориентировать банковскую прибыль на решение конкретных проблем экономики. А то у нас нынче заработная плата в структуре себестоимости составляет 6-8%, а в развитых странах до 45%. При этом в структуре себестоимости примерно половина, а в некоторых случаях и больше, уходит на материальные ресурсы. То есть все с ног на голову перевернуто. А то, что остается между расходами и доходами, как пылесосом высасывается.
Донбасс является локомотивом украинской экономики, и если локомотив этот дает сбои, страдает вся страна. Поэтому локальное лечение кризисной болезни здесь не только приемлемо, но и необходимо. К тому же в нашем регионе, в смежных с ним областях, можно легко наладить тесные экономические связи, с едиными финансовыми потоками, с сопредельными областями Российской Федерации – и это тоже пошло бы только на пользу. Для этого нужна добрая воля всех, надо лишь научиться договариваться и понимать друг друга всем – политическим силам, руководителям всех рангов и народ
- Удары по зерновой инфраструктуре: стойкость Украины, угрозы и перспективы
- Мнение: Кому выгодно нагнетание панических настроений в Украине или почему Украина должна стать сакральной жертвой во благо процветания экономик США и Великобритании?
- Алексей Лупоносов о расследовании Совбеза о появлении новых олигархов после "банкопада" в Украине - Видео
- МИЗРАХ ИГОРЬ: Как изменилась корпоративная культура «на удаленке»?
- «В НБУ сегодня конфликт между старой и новой командами» — эксперт