Украина — не США, мы не можем позволить себе массово печатать деньги!
Украина — не США, мы не можем позволить себе массово печатать деньги!
1 мая 2009 | 07:29

Протекционизм и инфраструктурные проекты не спасут отечественную экономику, считает Игорь Бураковский.

Юлия Тимошенко решила, что для борьбы с кризисом все средства хороши. В середине апреля БЮТ и Партия регионов взялись общими усилиями дорабатывать антикризисную программу правительства, пишет Эксперт.

 

Премьер-министр не отказывается от идеи создания широкой коалиции и зовет в свое правительство представителей всех политических сил. О результативности таких усилий и о том, какие антикризисные меры необходимы, обозреватель «Эксперта» беседовал с директором Института экономических исследований и политических консультаций Игорем Бураковским.

 

— Парламент отказался принимать законопроекты в рамках договоренностей с Международным валютным фондом, а Кабмин на экстренном заседании утвердил эти законы в виде девятнадцати постановлений. Как вы оцениваете это решение?

— У фонда гибкие условия кредитования, но это не означает, что он будет довольствоваться пустыми обещаниями. Поэтому, нравится нам или нет, но выполнять взятые на себя обязательства придется.

Возможны два сценария развития событий. При первом Верховная Рада пойдет навстречу правительству и продублирует его постановления законами. По второму сценарию политическая борьба обострится.

Вероятно, в парламенте будет создана временная следственная комиссия по изучению действий Кабинета министров, а президент попытается отменить или откорректировать принятые постановления. Больше всего в этой ситуации пострадают отношения с МВФ.

— Мы можем не получить кредит?

— С одной стороны, Украине очень нужны обещанные 16,4 млрд долларов. С другой — МВФ давно критикуют за неспособность увидеть масштаб проблем в кредитуемых странах, действовать на опережение. Кризис для фонда стал своего рода экзаменом, возможностью доказать свою эффективность.

Говоря о необходимости утроить свой операционный капитал, МВФ нуждается в успешных примерах. Одной из историй успеха может стать Украина, поэтому нам и выделили такой большой кредит. Однако это не означает, что мы можем получить у фонда всё, что захотим.

Не раз случалось, что мы брали деньги у Всемирного банка или Европейского банка реконструкции и развития, разрабатывали законопроект, принимали его в первом чтении, но требуемую реформу не проводили. Кредиторы чувствовали себя одураченными и отказывались от сотрудничества с нами, передает Инфобуд.

Таких историй множество: от нецелевого использования средств, выделенных на борьбу со СПИДом, до неудачных попыток реформирования земельных отношений. Так, деньги на развитие системы кадастра не были полностью использованы.

— Скорее всего, с последним кредитом МВФ произойдет такая же история. Ведь бОльшая часть антикризисных законов так и не заработала…

— Некоторые антикризисные меры всё-таки действуют. Например, договоренности по замораживанию транспортных тарифов для экспортно-ориентированных предприятий.

Кроме того, правительство приняло решение об изменении механизма выплаты помощи по безработице. Многие меры привязаны к госбюджету, поэтому сейчас на повестке дня его пересмотр.

— Что необходимо изменить в госбюджете?

— Особого внимания требует бюджет Пенсионного фонда. Сбалансировать его будет сложно, поскольку лоббисты разных уровней станут криком кричать, что нельзя грабить народ. Но Украина — не США, мы не можем позволить себе массово печатать деньги.

Я категорически против идей некоторых депутатов из БЮТ о денежной эмиссии и контролируемой инфляции (об этом в интервью нашему журналу рассказал Юрий Полунеев, см. №13 (206) от 6 апреля 2009 года. — «Эксперт»).

Экономика состоит из определенных пропорций, нарушение которых приводит к проблемам. Например, фундаментальной причиной высокой инфляции прошлых лет было нарушение пропорции между доходами и производительностью труда.

Поэтому, прежде чем говорить о контролируемой инфляции, ее апологетам стоит отменить десяток законов об индексации социальных выплат.

Кроме того, необходимо пересмотреть социальные льготы и выплаты. Условно их можно поделить на три группы: первая — льготы, которые государство по определению не может всем заплатить и от которых следует отказаться. Во вторую группу попадают льготы, которые можно реструктуризировать. Третья группа — это льготы, которые нужно сохранить.

Вместе с тем следует предусмотреть дополнительные ресурсы на увеличение фонда помощи безработным. Другие способы поддержки, в частности, через привлечение населения к общественным работам, у меня вызывают сомнения.

Опыт строительства дорог в США во времена Великой депрессии не показателен для Украины, готовящейся к Евро-2012. Все объекты, запланированные под футбольный чемпионат — сложные инженерные сооружения, и к их строительству нужно привлекать профессионалов, а не безработных с биржи труда.

— Как вы оцениваете решение правительства увеличить как минимум до 208 гривен отчисления в Пенсионный фонд, уплачиваемые плательщиками единого налога?

— Это правильная идея, хотя величину платежа можно обсуждать. Ликвидируя дискриминацию в уплате сборов, правительство одновременно должно сделать шаг навстречу бизнесу. Это может быть не просто «единое окно» для регистрации, а уведомительный способ открытия и закрытия бизнеса.

Уместной может быть и налоговая амнистия. При этом речь идет не о масштабной декларативной акции, а о том, чтобы «поднять» на поверхность средства. Возможно, через уплату какого-то разового сбора в бюджет, но ни в коем случае не путем массового выдавливания денег из бизнеса.

Кстати, налоговая амнистия в Германии проводится достаточно регулярно, однако в Украине в преддверии президентских выборов она маловероятна. В качестве среднесрочной меры я подумал бы о введении налога на недвижимость.

— Очередная попытка Минфина ввести этот налог в конце прошлого года провалилась, в том числе из-за отсутствия единого государственного реестра недвижимости…

— Введение налога на недвижимость стоит планировать на среднесрочную перспективу, а этот год потратить на подготовку.

Одновременно необходимо провести реформу в сфере социального страхования — внедрить единый социальный взнос, который будет начисляться на единую базу и уплачиваться одним платежным поручением.

Кому поручить администрировать единый взнос — Пенсионному фонду или другому ведомству — вопрос техники. Главное, что в итоге государство сэкономит на административных издержках. В отдельных фондах собственные бюджеты достигают 20% от социальных выплат.

Кроме того, я задумался бы о приватизации. В Украине для этого никогда не было удобных условий. На пике экономического роста проводить приватизацию было невыгодно, в кризис — опять нулевые условия для приватизации.

— Сегодня это невыгодно, в первую очередь, с точки зрения цены?

— Изначальная суть приватизации — трансформация структуры экономики. Если мы ставим в приоритет краткосрочную фискальную задачу, приватизация останавливается.

Протекционизму — нет

— Недавно директор Всемирного банка в Украине, Беларуси и Молдове Мартин Райзер заявил, что Украине следует увеличить инвестиции в инфраструктуру, чтобы поддержать реальный сектор и занятость. По вашему мнению, это правильная идея?

— Эта идея сработала в США — стране с высоким ВВП на душу населения. Украина не может себе позволить масштабные инфраструктурные программы.

Мы никогда не обеспечим внутренний спрос, который компенсировал бы металлургам или химикам экспортные поставки. Сейчас нам нужно решать другие задачи. Например, провести рекапитализацию банков.

— Чтобы выбрать претендентов на рекапитализацию, Нацбанк провел аудит и диагностику банковской системы. Названы семь банков. Что дальше?

— Диагностика необходима для оценки реальных масштабов угрозы для сектора. Сегодня важно определиться даже не с тем, кому помогать, а с тем, кому из банков позволить умереть. Очевидно, что всем банкам государство не сможет помочь.

Задержка с рекапитализацией может происходить и по вине банков. Не стоит идеализировать наш банковский сектор: рефинансирование частично использовалось для выведения активов из страны. Поэтому, прежде чем проводить такую операцию, важно разработать механизм контроля.

— В 2005 году вы выступали за либерализацию валютного регулирования. Как сегодня вы оцениваете инициативы правительства по сокращению сроков возврата валютной выручки?

— В кризис такие ограничения уместны. Они должны касаться как возврата выручки экспортерами, так и выдачи кредитов в иностранной валюте. Мы прекрасно понимаем, что валюта с офшорных счетов зайдет в Украину в последнюю очередь. По окончании кризиса правительству важно вовремя снять эти ограничения.

— Как вы, противник государственного протекционизма, относитесь к такой антикризисной мере как секторальные льготы?

— В нашей стране часто неправильно понимают европейский опыт господдержки промышленного сектора. Там некоторые виды поддержки промышленных предприятий в случае нецелевого использования средств переоформляются в форме кредита под рыночную ставку.

В последнее время многие переходят на «горизонтальную поддержку», которая сводится к решению отдельной задачи, например, переходу на новые технологии.

Правительство декларирует цель — модернизация производства, и тем, кто намерен участвовать в этом, предлагает поддержку. В США изменился подход к государственной поддержке автопрома — объемы помощи существенно сократились. Сегодня деньги дают не просто так, а под очень конкретные обязательства.

— Кабмин отменил тринадцатипроцентную надбавку к пошлине на импорт товаров, сохранив ее только для автомобилей и холодильников. Разве это не протекционизм?

— Заявленная цель введения такой надбавки — уменьшение дефицита платежного баланса. Но в нашем импорте холодильники и автомобили, вместе взятые, занимают до десяти процентов, а наибольший вес у газа и других энергоносителей. Так что, по логике, именно их импорт необходимо ограничивать для выравнивания платежного баланса.

Этот случай — классический пример успешного лоббизма, когда совпали интересы многих людей из разных фракций. Решение выгодно отечественным производителям холодильников и автомобилей, но оно вряд ли изменит потребительские преференции.

Если кто-то захочет купить импортный холодильник, он это сделает. Также установление подобного рода ограничений согласно обязательствам перед Всемирной торговой организацией невозможно без предварительного уведомления и консультаций.

Так делают многие страны-участники организации: с момента вступления в нее Украина получила около двух с половиной тысяч уведомлений от других государств. В некоторых случаях страны предоставляют компенсации тем, кого ущемляют вводимые ограничения.

На днях Виктор Ющенко предложил ввести тринадцатипроцентную пошлину на сельскохозяйственную продукцию. Для страны-экспортера пошлины на зерновые не имеют смысла.

Пошлины на мясо опасны, поскольку национальное животноводство вряд ли обеспечит страну необходимым объемом продукции. Если задача в том, чтобы предотвратить наплыв некачественного мяса, лучше просто усилить работу органов ветеринарного контроля.

Неофициальный советник

— Как премьер-министр относится к вашим советам?

— Насколько мне известно, Юлия Тимошенко лично читает большое количество экспертных материалов. Поэтому на недостаток внимания пожаловаться сложно.

Но в долгосрочной перспективе этого недостаточно, сегодня важно задуматься о реорганизации правительства. Это поможет повысить эффективность экономической политики Кабмина.

— Что вы имеете в виду?

— Интеллектуальным центром, разрабатывающим идеи и контактирующим с экспертами, должно быть Министерство экономики. Но у нас традиционно экономическую политику в Кабмине вырабатывает Министерство финансов.

Поэтому фамилии его бывших руководителей на слуху, они ассоциируются с разными действиями. Зато министры экономики припоминаются с трудом. И дело не в личностях, а в системе.

Среди экономических экспертов можно выделить две группы — ведомственные институты Национальной академии наук и независимые аналитические центры вроде нас. У первой группы есть государственное финансирование, готовое помещение.

Чтобы помогать правительству, второй группе нужно искать техническую поддержку и выигрывать в тендерах на приобретение научно-исследовательских услуг. При этом в среде традиционных академиков существует определенный снобизм по отношению к таким, как я.

Нас считают в каком-то смысле любителями. Надо менять формат работы правительства с экспертами и саму систему финансирования прикладных научных исследований.

Еще один совет правительству — не увлекаться созданием всевозможных псевдоконсультативных органов при Кабмине. У правительства должны быть налажены контакты с независимыми экспертными группами, которые по запросу премьера будут заниматься мониторингом разных областей.

Возможно, я удивлю коллег, но мне кажется, что ни один из госинститутов не способен сыграть роль идеологического центра в вопросе выхода из экономического кризиса.

Хотя бы потому, что деятельность таких центров очень консервативна, а эксперты плохо владеют иностранными языками.

— Насколько вероятно появление совместной антикризисной программы правительства и Партии регионов?

— Текст антикризисной программы Кабмина, датированный декабрем прошлого года, содержит много правильных тезисов. Большинство заявленных тогда приоритетов сохраняют свою актуальность. Но мне кажется, что у нас существует маниакальная увлеченность программами.

Чтобы решить проблему, мы можем принять программу или закон (хотя в последнее время и это нам всё меньше и меньше удается), а вот взять лопату и выкопать яму — никто не может.

www.ua-banker.com

Просмотров: 1207
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
Показать комментарии (0) Скрыть комментарии Обновить
Спасибо!
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:
Повторите изображенный на картинке код*:
Защитный код