Спасать нужно не банки, а депозиты населения
Спасать нужно не банки, а депозиты населения
26 июня 2009 | 00:23

Финансово-экономический кризис имеет системный характер, потому выход из него возможен только на основе системных мероприятий. Для этого необходимо сделать ряд действий.

 

Первое действие — сделать невозможным дефолт.

 

Необходимо реструктуризировать внешний долг коммерческих банков и корпораций, составляющий свыше $80 млрд. Это частично сделано, но в 2009 году придется выплатить от $12 до $20 млрд. По прогнозу, на конец года задолженность ”Нефтегаза” составит 27 млрд грн. Ее нужно покрыть за счет кредитов. Каждая четвертая частная структура неспособна заплатить долг. Чрезвычайно важно преодолеть крайне негативную тенденцию, которая связана с попытками конвертировать долг частных коммерческих банков и корпораций в государственный долг. В связи с этим важно привлекать финансовые ресурсы иностранных банков, владеющих украинскими.

 

Вторая — возобновить функционирование банковской системы.

 

Нужно преодолеть кризис ликвидности. Спасать нужно не банки, а депозиты населения. Не стоит поддерживать безнадежные банки. В связи с этим нужно осуществить их инвентаризацию. Необходимо держать банки за горло, чтобы они не мошенничали. Помогать целесообразно тем из них, у которых здоровые активы — даже если это небольшие банки.

 
Основное задание — не борьба с инфляцией, а обеспечение экономического роста
 
Спасать нужно активы, а не банки. Необходимо прекратить попытки банков рассчитываться депозитами вкладчиков за свои долги. Выход из кризиса возможен только на основе государственной регуляции финансовой системы (рефинансирование, рекапитализация, укрупнение банков).

 

Третье действие — возобновить систему кредитования экономики.

 

Это невозможно без постепенного снижения учетной ставки Национального банка Украины и ставки рефинансирования коммерческих банков, использования целевых кредитов и даже целевой кредитной эмиссии. Некорректны попытки непосредственно связать учетную ставку с уровнем инфляции. При этом следует различать общую и целевую эмиссию, которая является инструментом решения проблемы кредитования экономики. Речь идет о кредитовании конкретных программ и проектов. Необходимо уколоть инвестиционной иглой в то место, где можно получить наивысший эффект. Основное задание — не борьба с инфляцией, а обеспечение экономического роста. Первично - материальное производство и им следует заниматься в первую очередь. Губительна борьба с инфляцией только ограничением количества денег в обращении.

 

Четвертая — поддерживать развитие реального сектора экономики.

 

Его нужно кредитовать, финансировать несколько приоритетных государственных программ, существенно снизить налоги для малого и среднего бизнеса, а потери бюджета в связи с этим покрывать из средств антикризисного стабилизационного фонда. Необходимы налоговые льготы на инновации и инвестиции. Нужно отменить ввозную пошлину на высокотехнологичное оборудование, которого нет в Украине.

 

Сердцевиной финансово-экономического кризиса является инвестиционный кризис. Он проявляется в уменьшении поступлений внешних инвестиций, их оттока и уменьшении объемов процесса внутреннего накопления капитала. Потому стране нужен благоприятный инвестиционный климат. Постоянно звучат призывы обеспечить стабильность. Нам нужна не стабильность, а развитие. А оно зависит от инвестиций в производство (прежде всего его технологическое обновление), в людей и защиту природной среды. По прогнозам, спад ВВП в Украине в этом году достигнет 12%. Потому основным звеном экономической политики должно стать финансирование развития. Для этого нужно решить три основные проблемы реального сектора: отсутствие кредитов, отсутствие финансирования государственных программ, отсутствие покупателя продукции.

 

Пятое действие — диверсифицировать экспорт и развивать внутренний рынок.

 

Диверсификация экспорта необходима в связи с изменением ситуации в мире. Это же обстоятельство обязывает перенести акцент на внутренний рынок, что своей очередью обязывает повышать платежеспособный спрос предприятий и населения. Развитие внутреннего рынка — спасительный круг для нашей экономики. Потому нельзя ограничивать бюджетное финансирование и социальные выплаты. Проблема спроса — основная проблема экономического роста.

 

Шестая — стабилизировать гривню.

 

Этому будет способствовать полный запрет на банковские операции в иностранных валютах — кредиты, депозиты, страхование — на территории Украины. Исключение — внешнеэкономические операции. Нам нужна не стабильность, а развитие
 
Седьмое действие — оптимизировать государственный бюджет.

 

Это невозможно без сокращения нецелесообразных расходов и увеличения доходной части бюджета благодаря ”детенизации” экономики, контроля за поступлением доходов и их расходами, децентрализации Сводного бюджета и привлечения в него государственных займов. Нужно переходить к ”бюджетному федерализму” и отказаться от теории и практики бюджетостроени я как огромной финансовой помпы, которая качает деньги снизу к верхам, а потом чиновник решает: кому и сколько их дать.

 

Восьмая — удержать социальные выплаты от падения.

 

Нужно придерживаться социальных статей Государственного и местных бюджетов, не опускаться ниже минимально приемлемых социальных стандартов. Наказание за нарушение этого принципа должно быть неотвратимым.

 

Девятое действие — минимизировать безработицу.

 

Созданию новых рабочих мест будет способствовать привлечение инвестиций и государственная регуляция трудовой миграции из проблемных отраслей экономики в приоритетные секторы, куда осуществляются финансовые вливания.

 

Десятая — оптимизировать сочетание рыночных механизмов и государственной регуляции экономики.

 

Речь идет не о вмешательстве, не о ручном управлении, не о действиях методом ”тушения пожаров”, а о государственной регуляции на основе законов, нормативов и стандартов. Например, цены следует регулировать через установленный норматив рентабельности на полгода или на год постановлением Кабинета министров, а не каждый раз, когда возникает проблема ценообразования на тот или другой товар. Необходимо ликвидировать такой политико-правовой нонсенс, как коммерческие отношения между Национальным банком и правительством. Ежемесячно Министерство финансов платит на счет НБУ миллионы гривен в виде процентов за так называемые долги государства перед своим центральным банком. С другой стороны, следует прекратить заимствования правительством денег у   НБУ. Нужно внести изменения в Закон Украины ”О Национальном банке Украины”, в частности в статью 53. Она не допускает вмешательства органов законодательной — Верховной Рады — и исполнительной власти — правительства — в деятельность правления и совета НБУ. Национальный банк должен быть независимым, но не бесконтрольным.

 

Все перечисленные мероприятия должны осуществляться практически одновременно. Благодаря этому будет достигнут быстрый реальный и долговременный эффект.
 
Владимир ЧЕРНЯК

 

www.us-banker.com

Просмотров: 1545
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
Показать комментарии (1) Скрыть комментарии Обновить
Спасибо!
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:
Повторите изображенный на картинке код*:
Защитный код