После недавнего обесценивания гривны украинцы стали ходить в магазины, как в музей
После недавнего обесценивания гривны украинцы стали ходить в магазины, как в музей
21 апреля 2015 | 00:55

После недавнего обесценивания гривны украинцы стали ходить в магазины, как в музей: многие товары оказались недоступны «среднему» покупателю. Жалуются на падение спроса и продавцы магазинов, и торговцы на рынках, но цен пока не снижают. О том, к каким последствиям может привести такая вынужденная экономия покупателей, корреспондент ГолосUA расспросила экономиста Международного центра перспективных исследований Александра Жолудя.

 

- Александр, что говорит статистика по поводу падения покупательского спроса после февральского обвала гривны?

 

- Сокращение потребления происходит. Для того, чтобы оценить его уровень, можно воспользоваться данными Госстата. Такой показатель, как оборот розничной торговли, отражает, сколько было продано товаров в розничных сетях, по сравнению с аналогичным периодом минувшего года. Показатель дается в сопоставимых ценах, он составляет около 20%. Причем, за первые два месяца 2015 года и в марте падение спроса - примерно на одном и том же уровне.

 

Но нужно учитывать, что этот показатель отражает легальную розничную торговлю. В него не входит информация о нелегальных рынках, а также - расходы на услуги, которые не являются товаром (например, плата за коммунальные услуги).

 

- Это падение спроса началось лишь в 2015 году?

 

- Нет. Следует отметить, что падение потребления началось еще в минувшем году. Данные за четвертый квартал 2014 года примерно сопоставимы с тем снижением спроса на товары, которое происходило в начале 2015 года.

 

- Как этот процесс будет развиваться дальше? Некоторые экономисты утверждают, что потенциал роста цен еще сохраняется. Будет ли, вследствие этого, и далее падать спрос на товары и услуги?

 

- С одной стороны, у нас есть давление на цены со стороны затрат, если при производстве товаров присутствует импортная составляющая. Но на цены влияет и спрос, зависящий от доходов населения. А доходы, в реальном исчислении, уже сократились достаточно существенно. С таким уровнем доходов люди будут покупать меньше, даже если цены останутся неизменными.

 

Сокращение доходов пока удерживает рост цен. Да, производители или продавцы могут попробовать дополнительно «взвинтить» стоимость своего товара. Но они же видят, что и с сегодняшними ценами их продукцию не раскупают, покупателей намного меньше. Поэтому торговцы еще подумают, целесообразно ли проводить повышение цен.

 

- В таком случае, возможно ли появление дефляции?

 

- В ближайшее время устойчивой дефляции ждать не стоит. В предыдущие пятнадцать лет у нас достаточно часто в летние месяцы наблюдалась дефляция, связанная со снижением цены на овощи и фрукты нового урожая. Это влияло на общий уровень цен. И в будущем, когда исчезнет давление на цены со стороны курса и административного повышения тарифов, запланированного на текущий год, мы, скорее, всего, вернемся к сезонной летней дефляции.

 

Если же говорить о дефляции на более длительный период, до полугода, и такие случаи у нас бывали - например, в 2002 и 2013 году. Но необходимо понимать, что это часто вызвано каким-то дисбалансом. Так, в 2013 году причиной стало стремление удержать курс доллара. Сейчас уже ясно, что его не удержали, просто отсрочили падение курса гривны во времени. Отложенная инфляция, которая должна была произойти в 2013, проявилась в 2014, вместе с курсом.

 

- Остановится ли рост цен на дорогие товары - бытовую технику, автомобили - из-за снижения спроса?

 

- Если говорить о лакшери-сегменте, начиная от дорогих мобильных телефонов и оканчивая джипами, их покупают люди, не стесненные в доходах. Их прибыли снизились не настолько, что им теперь нечего есть. И они могут позволить себе, условно, не десяток сумок «Версаче», как это делали раньше, а восемь.

 

Но в предыдущие годы наиболее «ходовыми» в Украине были недорогие авто, такие, как ВАЗ или «Ланос». Там действительно, вероятно снижение потребления - не только из-за уменьшения доходов или импортных составляющих. Дело в том, что в предыдущие годы такие товары часто брались в кредит. В связи со сложностями в украинской банковской системе, кредитование сейчас очень ограничено.


- Могут ли из-за падения спроса на товары закрываться украинские предприятия?

 

- Они уже закрываются. Все зависит от того, есть ли у предприятия выход на другие рынки, кроме украинского. А также - от наличия у них валютных кредитов, которые сейчас отдавать сложнее. Если речь идет о сфере производства продуктов питания, не думаю, что там произойдет какое-то очень существенное сокращение производственных мощностей. Может случиться только перераспределение собственности, при наличии у предприятий определенных долгов. Но они, в таком случае, не исчезнут, просто сменят собственников.

 

 

 

 

www.ua-banker.com

Просмотров: 1879
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
Показать комментарии (0) Скрыть комментарии Обновить
Спасибо!
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:
Повторите изображенный на картинке код*:
Защитный код