Резюме. Начало, ч.1 см. здесь, ч.2 см. здесь, ч. 3 см. здесь.
Журналист тщательно проанализировал финансовую аферу, в ходе которой из государственной казны в виде рефинансирования частного коммерческого банка с массой нарушений действующей нормативно-правовой базы было вытребовано 8,5 миллиардов гривен.
В этой комбинации непосредственно задействованы Нацбанк (глава НБУ – Владимир Стельмах, первый заместитель – Анатолий Шаповалов), Государственное ипотечное учреждение (глава – Кирилл Шевченко), Минфин (министр – Виктор Пинзенык), государственный «Ощадбанк» (руководитель – Анатолий Гулей), коммерческий банк «Надра» (рядовыми исполнителями сделок были топ-менеджеры комбанков, а инициаторами – акционеры, близкие к господам Дмитрию Фирташу и Сергею Левочкину). «Политическое прикрытие» данной махинации, судя по заявлениям ряда украинских политиков, в т.ч. и высших – премьер-министра, например – обеспечивал глава СП Виктор Балога, его заместитель Александр Шлапак.
Афера поражает своим цинизмом и полным пренебрежением со стороны ее организаторов и исполнителей к действующим в суверенном государстве Украина законам, нормам и правилам. Об этике – профессиональной и гражданской – вообще говорить не приходится. Что в совокупности вызывает в обществе ряд сомнений, предположений и вопросов. Но, прежде чем перейти к ним, нелишне будет сделать резюме всех предшествующих частей журналистского расследования масштабной махинации под названием «рефинансирование».
Хронология
Подробный документарный анализ операции НБУ по незаконному предоставлению комбанку «Надра» огромного рефинансирования «Багнет» уже приводил в предыдущих частях расследования. Что имеет страна в «сухом остатке» от подобной «дружелюбной» кредитной политики отдельно взятого Центробанка страны к отдельно взятому коммерческому банку «Надра». Итак:
- 1,5 миллиарда гривен кредита Нацбанк выдал «Надрам» 7 октября;
- 1,4 миллиарда гривен Нацбанк выдал «Надрам» по операциям прямого «репо» под облигации Государственного ипотечного учреждения (два транша по 700 млн. грн., первый – 16 октября, второй – через месяц);
- 2 миллиарда гривен Нацбанк решил отдать «Надрам» под рефинансирование 30 октября 2008 года;
- еще на 3,6 миллиарда гривен, до 5,6 млрд., был увеличен кредитный потолок 14 ноября 2008 года.
Итого, всего за сорок дней осени 2008 года, инициаторами аферы – Фирташем, Левочкиным и их великосветскими подручными – Балогой, Шлапаком и Стельмахом – были изъяты из банковской системы 8,5 млрд. грн. (1,5 млрд. + 700 млн. +700 млн. + 2 млрд. +3,6 млрд. грн.).
Факты: куда пошли эти деньги?
1. Большую часть полученных государственных средств должностные лица КБ «Надра» использовали для конвертации в иностранную валюту. Банк, при покупке у НБУ валюты по льготному курсу, в дальнейшем продавал ее по рыночному курсу. За период октябрь-декабрь 2008 года банком была приобретена валюта на общую сумму 4 млрд. 638 млн. грн. (66%)от полученных им средств рефинансирования.
2. Пользуясь отсутствием контроля со стороны НБУ за целевым использованием полученных кредитов, банк «Надра» направлял средства на:
- выдачу новых кредитов банкам Украины на суммы 570 млн. грн. и 25 млн. USD (эквивалент составляет 760 млн. грн.) с последующей их выдачей конкретным клиентам;
- на предоставление новых кредитов юридическим и физическим лицам банка в сумме 2,1 млрд. грн.
3. Такие операции не способствовали улучшению финансового состояния банка, о чем свидетельствуют:
- отказы банка в проведении платежей клиентов и их регистрация на внебалансовом счете в сумме более 120 млн. грн. как суммы, не проведенные по вине банка на 01.01.2009 г.;
- невыполнение банком экономических нормативов адекватности регулятивного капитала и мгновенной ликвидности;
- плохое качество активов и невыполнение рекомендаций международной аудиторской компании «Ернст енд Янг»по принятию экстренных мер для улучшения финансового состояния банка «Надра» вдополнительном формировании резервов в сумме 375 млн. грн., увеличении уставного капитала в сумме не менее 3,2 млрд. грн; установлении запрета на выдачу новых кредитов и покупку ценных бумаг; запрета на проведение операций с инсайдерами; сокращение административных расходов.
4. В ходе аферы Национальный банк осознанно и многократно нарушал Закон Украины «О Национальном банке Украины», а также действующий порядок выдачи кредитов рефинансирования, утвержденный постановлением НБУ 26.09.2006 №378 и зарегистрированный в Министерстве Юстиции Украины, а именно:
- размер кредита рефинансирования, по действующим нормативам не должен превышать 50% регулятивного капитала банка (п.1.3 Постановления НБУ №378), т.е. банк «Надра» мог получить кредит в размере не более 1,294 млрд. грн. (капитал банка «Надра» на 01.10.2008 г. составлял 2,588 млрд. грн.). Банк же получил 7,1 миллиарда гривен только в виде рефинансирования, плюс в виде кредита под облигации ГИУ еще 1,4 миллиарда гривен;
- не соблюдались требования к залогу, который банк должен предоставлять для обеспечения полученного кредита (п. 2.2 Постановления НБУ №378);
- НБУ нарушил требования п. 2.24 своего же Постановления №378, которым предусматривается проверка территориальными управления НБУ залога, предоставляемого банками под обеспечение кредитов НБУ до предоставления банку кредитных средств. В случае с банком «Надра» все наоборот: вначале НБУ выдавал кредиты, а через 30-60 дней оформлялись залоги, учитывая и липовые «гарантії та поруки суб'єктів господарювання, що мають стабільний фінансовий стан…».
5. НБУ при вынесении решения о предоставлении Банку «Надра» кредитов рефинансирования, проводил неадекватный анализ финансовой деятельности банка.
6. Банком «Надра» неоднократно предоставлялось обеспечение, которое на момент обращения в НБУ уже было заложено по другим обязательствам.
7. При попытке выделения в январе 2009 года дополнительного стабилизационного кредита в размере 3 миллиардов гривен, высшее руководство НБУ действовало вопреки требованиям Закона Украины «О государственном бюджете Украины на 2009 г.». В частности: руководство НБУ намеревалось выдать очередной кредит Банку «Надра» без согласования с КМУ, а также несмотря на то, что комиссия ГУ НБУ в Киеве и Киевской области приняла отрицательное решение по рассмотрению финансового состояния Банка «Надра» (комиссия была создана ГУ НБУ в Киеве и Киевской области решением №2-р от 17.01.2009 г.). В качестве обеспечения этого стабилизационного кредита, руководство КБ «Надра» предлагало в залог имущественные права на средства, которые должны были поступать по кредитным договорам от их клиентов. Перечень этих договоров был составлен и передан в залог в пользу НБУ, хотя эти же самые договора уже находились в залоге у Государственного ипотечного учреждения (ГИУ) по кредитному договору от 15.10.2008 г. №7/1 между ГИУ и КБ «Надра». Об этом свидетельствует юридическая экспертиза переданного перечня, которая была проведена Главным управлением НБУ в г. Киеве и Киевской области.
8. Сомнительность операций НБУ, масштабность аферы, проводимой по четко подготовленной и согласованной схеме группой фигурантов в высших органах власти, отметили не какие-то сторонние эксперты, или журналисты (не являющиеся в данном случае официальными лицами, наделенными полномочиями делать какие-либо официальные выводы). Об этом официально заявляли государственные служащие высшего ранга – Премьер-министр Юлия Тимошенко, вице-премьер министр Александр Турчинов, народные депутаты Украины от разных фракций, в т.ч. и руководители парламентских фракций.
9. Факты нарушений со стороны участников аферы известны правоохранительным органам, - о чем свидетельствуют неоднократные заявления министра МВД Юрия Луценко, о том, что все материалы по данному делу переданы МВД в Генеральную прокуратуру Украины для принятия решения о возбуждении уголовного дела.
10. На сегодняшний день виновные не наказаны, и продолжают пребывать на своих должностях в государственных структурах.
Сомнения, предположения и вопросы
1. Возможны ли такие вопиющие и главное – безнаказанные, нарушения в правовом государстве? Ведь и за меньшие грехи государственные чиновники должны расплачиваться как минимум карьерой.
2. Как бы отреагировали в далеких 70-х представители правоохранительных органов, узнай они, что госбанкир Стельмах, возглавлявший на тот момент управление кредитования колхозов в Госбанке СССР, например, провернул бы такую аферу с кредитованием какого-нибудь советского колхоза? И где бы после этого работал Стельмах?
3. Вряд ли Стельмах, несмотря на свой многолетний финансово-банковский стаж, страдает возрастным маразмом и потерей инстинкта самосохранения. Поэтому, видимо, в его действиях есть какой-то известный ему и его окружению смысл. А может быть умысел? Когда на этот вопрос дадут ответ правоохранительные органы?
4. Вряд ли министр внутренних дел, председатель СБУ, Генеральный прокурор Украины не понимают, какую угрозу государству несут действия аферистов. Почему же они не торопятся с расследованием и принятием решения по действиям явно организованной группы лиц, чьи действия носили систематический, четко спланированный характер, и привели к нанесению прямого финансового ущерба государству?
5. Что сделано органами прокуратуры, к которым взывает тот же министр внутренних дел? Может быть, восстановление справедливости значительно усилит доверие народа к этому органу правопорядка, а заодно и к банковской системе страны, в которую население не торопится возвращать вклады – на руках у жителей нашей страны находятся десятки миллиардов долларов, так необходимых банковской системе.
6. Разделяют ли руководители «компетентных органов» Украины тезис о том, что вор должен сидеть в тюрьме?
7. Если разделяют, то тогда кого или чего боятся чиновники в погонах?
8. Неужели действия аферистов как минимум не похожи на мошенничество? А может быть, правоохранителям следует освежить в памяти юридическое определение «организованной преступной группы», выяснить наконец-то, что такое «предварительный сговор» и т.д.?
9. Почему заложниками аферы стали миллионы вкладчиков, которые до сих пор не могут получить принадлежащие им средства?
10. Понимают ли представители власти, что на руках у населения страны сейчас гораздо больше денег, чем может дать Украине тот же МВФ? Почему перед представителями этой финансовой организации, которая может дать всего лишь $16,5 млрд. кредита с кучей невыгодных народу условий, весь украинский политикум лебезит, а перед своим народом, владеющим как минимум $50 млрд., даже не думает объясняться?
11. Может быть, участники и проводники аферы по рефинансированию «Надра» банка считают идиотами все население страны, которое можно бесконечно долго и безнаказанно водить за нос?
Цель наших публикаций это отнюдь не подталкивание правоохранительных органов к нарушению ими законодательства, а наоборот – прямой призыв к исполнению ими своего предназначения, обязанностей и присяги, в которой, как известно, все они клялись служить народу Украины. Народ ждет.
Если ситуация не получит своего логичного разрешения то ему, народу, как это не абсурдно звучит, придется обращаться в судебные инстанции с иском о принуждении ГПУ, МВД, СБУ прочих профессиональных защитников народа к исполнению ими своих обязанностей. Оставайтесь с нами.
- КРУГЛИЙ СТІЛ ЩОДО ОБГОВОРЕННЯ ПРОМІЖНИХ РЕЗУЛЬТАТІВ НА ТЕМУ «ОПИТУВАННЯ СЕРЕД СТУДЕНТІВ ЩОДО ЗАПОБІГАННЯ ПРОЯВАМ КОРУПЦІЇ В УНІВЕРСИТЕТІ» - Криворучко Лариса
- Экс-главу ГФС Насирова взяли под стражу с рекордным залогом: детали или причем тут Олег Бахматюк
- Галина Янченко: Національна інвестиційна рада допоможе бізнесу розібратись з наслідками війни
- Карта или наличка? Как не остаться без денег в случае нового вторжения РФ в Украину
- Гривна переоценена в разы и никакой БигМак нам не поможет…