Россия постепенно поглощает Украину
Россия постепенно поглощает Украину
27 октября 2011 | 00:30

Тема отношений с Россией была одной из ключевых во время последней предвыборной кампании. Бывший кандидат в президенты Виктор Янукович и другие спикеры-регионалы называли конфронтацию предшественников с «братским» государством основной причиной высокой цены на газ, потерь северных рынков отечественными производителями, а значит низкого уровня жизни многих граждан .Тему экономического прессинга со стороны нашего «стратегического партнера» раскрывает в своем материале, опублиованном в Украинском тиждне, Александр Крамар.

Первый год каденции Виктора Федоровича продемонстрировал наивность надежд на то, что российское руководство считается с официальным Киевом. Текущие экономические тенденции скорее свидетельствуют об «игре в одни ворота».

Так, 31 января российское правительство приняло решение о продлении до января 2016 действия фактически запретительных пошлин на импорт стальных труб из Украиной вне квот. Причем на некоторые категории пошлину еще и повысили: на обсадные трубы — с 11,4% до 18,9%, нефтепроводные — с 8,9% до 19,4% (для холдинга «Интерпайп» Виктора Пинчука) и до 37,8 % (для других производителей). Кстати, как ни парадоксально, в конце декабря 2010-го квоты на поставку труб в РФ в 2011-м, выделенные «дружески» режиму Виктора Януковича, составляли 300 тыс. т, тогда как во времена «конфронтации» в 2009-м этот показатель был на уровне 428 тыс. т, а в 2007-2008-м — 411-419 тыс. т.

Недавно министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк разочарованно заявил, что не может понять причин, почему не удается найти общий язык с РФ в вопросе поставок украинского сахара. «Российская Федерация импортирует более 1 млн т сахара из тростника. Вы знаете, что сегодня его мировая цена намного выше, чем нашего. Но пока у нас нет согласия в вопросе разрешения на беспошлинный ввоз 100 тыс. т».

До сих пор остается выборочным санкционирование Кремлем поставки в РФ продукции украинских предприятий пищевой промышленности, прежде всего молочников и кондитеров. Вследствие длительной «молочной войны» Москвы против наших товаропроизводителей, которая началась еще в 2006-м и-заз полного запрета импорта молока и мяса из Украины, их позиции на рынке «стратегического партнера» ослабли настолько, насколько усилились производители из Беларуси, Польши, Германии и других стран.

В то время как украинские компании теряли российский рынок сбыта, темпы экономической экспансии РФ в Украине росли. Планы северного соседа были очерчены сразу после формирования правительства Азарова. «Россия претендует на право собственности почти по 300 объектам социальной сферы и промышленности, содержащимся в Украине. Вполне урегулированы отношения лишь за 12 из них. Надеюсь, сейчас (после смены власти в Украине — ред.) Процесс … выйдет на новый уровень », — заявил в марте прошлого года заместитель главы «Росимущества» Юрий Медведев. И началось…

23 апреля 2010-го было подписано соглашение между российским ОАО «Обьединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) и украинский ГАК «Антонов» по ​​созданию СП, которое в Москве рассматривают как промежуточное звено на пути к полному «слиянию», а фактически поглощению нашего авиапрома. Уже через неделю глава ОАК Алексей Федоров сообщил, что российская сторона получила от украинских партнеров согласие на то, что основная сборка Ан-148 будет происходить в РФ. Летом «Антонов» в угоду Кремлю спровоцировал настоящий скандал, когда стало известно о намерении отказаться от кооперации с запорожской «Мотор-Сич» — не просто «отечественным производителем», а предприятием депутата из правящей партии Вячеслава Богуслаева. ОАК тогда выдвинула «Антонову» требование: запорожские авиационные двигатели Д-436-148 заменить на SaM146 совместного производства российского «Сатурна» и французской Snecma. В ноябре четырехмесячный конфликт частично уладили: «Мотор-Сич» отозвала иск в обмен на подтверждение антоновцами своих обязательств укомплектовать первые 50 самолетов Ан-148 запорожскими двигателями.

Российская сторона на протяжении года сверхвысокими темпами продвигалась к поставленной Путиным цели: поглощение украинской атомной энергетики (создать мощный холдинг, который охватывал бы объединенную генерацию, машиностроение и топливный цикл). 1 июня НАЭК «Энергоатом» и компания «ТВЭЛ» (РФ) договорились о поставках российских топливных сборок на украинские АЭС с 2011 года. Москве крайне важно привязать наши атомные электростанции (15 энергоблоков мощностью 13,8 ГВт) к сырью корпорации «Росатом», юридически закрепив за ней самый большой и стабильный внешний рынок сбыта. Именно этим была, очевидно, обусловлена ​​и готовность россиян кредитовать достройку третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС. 9 июня 2010-го правительства Украины и России подписали соответствующее соглашение о сотрудничестве (12 января Верховная Рада его ратифицировала). Их сооружение за российским счет, по российским технологиям, с использованием российского оборудования, усилиями российских специалистов исключает возможность закупки, например, альтернативного американского топлива для АЭС — американской Westinghouse.

Российский Внешэкономбанк, председателем набсовета которого является Владимир Путин, привлечен к схеме монополизации украинского зернового экспорта псевдогосударственной компанией «Хлеб Инвестстрой». Не исключено, что именно таким образом происходит раньше предлагаемая Москвой интеграция зернового сегмента экономики двух государств. В начале февраля некоторые СМИ предполагали, что Дмитрий Фирташ продаст свои химические активы (значительно пополнены за последний год) структурам, аффилированным с Газпромом. Если такая сделка станет реальностью, российский бизнес монополизирует наш рынок минеральных удобрений, а затем легко будет овладеть и украинском АПК за счет диктата цены на удобрения для отечественных аграриев.

По этим отдельным случаям четко прослеживается и более глобальная тенденция. Если во времена «оранжевой конфронтации» торговый дефицит в экономических отношениях с РФ неуклонно уменьшался благодаря опережающим темпам наращивания Украиной своего экспорта, то во время «прагматических отношений» наблюдается противоположная тенденция.

По сути, наше государство превращается в источник валютных поступлений в экономику своего «стратегического партнера», за счет которой он устанавливает контроль над отечественными предприятиями. Например, объем прямых инвестиций из РФ в Украину на начало октября 2010-го составил $ 2,96 млрд и за год вырос на $ 0,9 млрд — это менее 1/8 оттока валюты из нашей страны в Россию за этот период. Фактически материальные блага в Украине покупают за деньги наших соотечественников.

Отказ от жесткого отстаивания национальных интересов под лозунгами торгово-экономического сотрудничества сочетается с фактическим согласием с российским видением раздела наследства СССР, прежде всего советской собственности за рубежом и спорных, экономически интересных приграничных территорий. В начале февраля посол Украины в РФ Владимир Ельченко заявил, что поскольку Россия отказалась идти навстречу нашей стране в вопросе разделения собственности бывшего СССР за границей, то их было решено… прекратить. «В последнее время эти переговоры приостановились: стороны пришли к крайним позициям, не достигнув взаимопонимания», — сообщил дипломат. Если же учесть, что в результате эта собственность осталась российской стороне, которая может ею не только пользоваться, но и беспрепятственно продавать, то становится очевидным, кто выиграет от такой «неопределенности».

Все это свидетельствует о несостоятельности нынешней власти отстоять перед «стратегическим партнером» экономические интересы Украины. Отечественные эксперты все чаще обращают внимание на то, что ситуация в украинском-российских отношениях достаточно четко вписывается в модель, которую в свое время сформулировали имперские теоретики вроде Александра Дугина и некоторые российские олигархи, в частности Олег Дерипаска, которые настаивали, что крайне важно, чтобы экономику соседних стран Украины полностью контролировали российские ТНК. Это давало бы возможность ставить у власти нужных людей, которые будут ориентироваться в своей политике на Россию.

Не случайно результаты социологического исследования, проведенного в октябре 2010-го Центром Разумкова, показали, что большинство украинцев считают влияние на выработку государственной политики в Украине собственных граждан и предпринимателей намного меньше, чем соседней РФ. 30,3% респондентов считают его одинаковым, а 15,2% вообще убеждены, что правительство северо-восточного соседа влияет на государственную политику в Украине больше, чем отечественное.

 

 

 

 

 

www.ua-banker.com

Статьи, размещаемые в данном проекте, перепечатываются из других источников без купюр и изменений. Ответственность за достоверность материалов проект не несет. Редакция проекта и Лупоносов А.В. могут не разделять точку зрения автора данных публикаций.

 

 

www.ua-banker.com

Просмотров: 7078
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
Показать комментарии (4) Скрыть комментарии Обновить
Спасибо!
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:
Повторите изображенный на картинке код*:
Защитный код