Украина на грани выживания. Что скрывает от нас Кабмин?
Украина на грани выживания. Что скрывает от нас Кабмин?
20 июня 2009 | 14:40

Сколько ни говори «халва», во рту слаще не становится. Сколько ни выдумывай всевозможных небылиц, будто в государстве жизнь налаживается, правда все равно наружу-то вылезет. В распоряжение журналистов ИМК попали официальные документы, свидетельствующие о том, что наша страна — не на краю экономической пропасти. Она — уже в ней.

 

Бюджет: бумага все стерпит

Общемировые тенденции сбавления кризисных оборотов Украины не больно-то касаются. Нашей единственной соломинкой был и остается накопленный за прошлые годы «запас экономической прочности», который тает с каждым днем, а пополнить его — увы, нечем.


По швам трещат все финансовые и производственные планы. Госбюджет — не исключение. Цифрами его выполнения и перевыполнения манипулируют как хотят, но факт остается фактом: по оперативным данным Главной службы социально-экономического развития Секретариата Президента Украины, не случись у нас пересмотра показателей доходности в сторону уменьшения, выполняемость главной сметы страны в мае остановилась бы на отметке 77%.


Фактический процент выполнения годового бюджетного плана по общему фонду доходов — всего 34%. Иными словами, за 5 месяцев мы едва-едва наскребли чуть более трети от запланированных поступлений, а должны были бы получить не менее 42-45% от намеченного на год.

 

При этом основным источником средств послужили преимущественно налоговые и таможенные сборы. Но мало того, что ГНАУ который месяц к ряду работает на опережение и собирает налоги «будущих периодов», так ведь и собрать удается в лучшем случае 99,5% от плана. На таможне дела и того хуже: сколько не тряси экспорт с импортом, а в бюджет уходит не более 89% от плана.

 

«Покрывают» образовавшуюся «разницу» за счет средств Национального банка, посредством невозмещения НДС, а также путем эмиссии долговых бумаг. Так, в январе и апреле НБУ перечислил в бюджет годовую сумму превышения доходов над затратами (порядка 4 млрд грн), а также заплатил сверх положенного 396 млн грн. На два миллиарда гривень (до 14,7 млрд грн) вырос объем невозмещенного денежными средствами налога на добавленную стоимость, причем каждая пятая невозмещенная гривня  — просроченная. То есть субъекты предпринимательской деятельности уже не досчитались пятой части своих доходов.

 

С выпуском облигаций внутреннего госзайма и вовсе детективная история. Как оказалось, основным держателем ОВГЗ (60,3% бумаг) стал Нацбанк, хотя еще полтора года назад никаких облигаций в собственности НБУ не было. В начале 2008-го 61,3% ОВГЗ значились в балансах коммерческих банков, 22,7% — находились на руках у нерезидентов, 16% — у других собственников.

 
Сегодня ситуация поменялась кардинально.


Банки держат 29% ОВГЗ, нерезиденты — 0,4%, все остальные владеют 10% облигаций. То есть Нацбанк нынче — не только «полноценный» донор госбюджета, но еще и ведущий государственный кредитор, рассчитываться с которым никто, естественно, не спешит.


Прибавьте к этому практику, в общем-то, нецелевого использования средств Единого казначейского счета, предназначенных для покрытия временных кассовых разрывов. «Живых» денег на счету осталось всего 1,6 млрд грн (в предыдущие годы остаток составлял от 7 до 17,7 млрд грн), да и направляют их не на кредитование местных бюджетов или Пенсионного фонда (как это было раньше), а на финансирование текущих расходов общего фонда госбюджета.

 

А ведь вся эта финансовая свистопляска к добру не приведет. Манипуляция с макроэкономическими показателями, регулярный пересмотр бюджетных доходов и затрат делает невозможным составление каких-либо прогнозов на будущий год. Проекта бюджета-2010 нет и быть по определению не может: какие цифры закладывать в основу документа, хотя бы ориентировочно, — непонятно.


В то же время, положения Бюджетного кодекса Украины никто не отменял. Свое видение основ будущего финансового планирования Кабмин должен был уже давно представить на рассмотрение парламента. И нынешнее правительственное молчание по основным направлениям бюджетной политики на следующий бюджетный период — не что иное, как нарушение закона.

 

Дутые миллиарды

Бюджет, между тем, — не единственная «ручная» сфера деятельности Кабмина. Есть еще Пенсионный фонд, который тоже управляется «в зависимости от ситуации». Плановые показатели доходной и расходной части бюджета фонда меняются от месяца к месяцу — несущественно, конечно, по мелочи, но сам факт! Если в апреле в расчетных показателях фигурировали одни цифры, то в мае общая сумма доходов уменьшена на 57,5 тыс. гривень. Формально — всего 4,2% от всего объема поступлений, но чем обоснован такой пенсионный «секвестр»? Уж не естественной ли убылью населения?


Собственные доходы и поступления из госбюджета тоже сокращены — на 6% и 0,8% соответственно. Зато на 7,5% увеличены доходы от фондов социального страхования и иных источников. Лично я особенно люблю формулировку «иные источники» — маскируй под нее что хочешь.

 

С другой стороны, со всем этим мелким пенсионным хулиганством можно мириться. К серьезным размышлениям побуждают цифры иного рода. Согласно имеющейся у нас информации, бюджет Пенсионного фонда «заверстан» под несуществующие показатели роста так называемого фонда оплаты труда (ФОТ), деньги из которого тоже поступают на счет ПФ. Согласно прогнозам пенсионного ведомства, объем ФОТ к концу года должен превысить 304 миллиарда гривень. Но опасность ситуации в том, что это дутые миллиарды. Они плохо соотносятся с тем фактом, что рост средней зарплаты за истекшие месяцы всего на 7% превышает прошлогодний уровень (притом, что инфляция нынешнего и прошлого года разнится фактически вдвое).

 

Кроме того, экономический кризис фактически свел на нет все усилия работодателей по повышению жалований своим служащим. И потому задекларированное Кабмином повышение минимальной зарплаты в ближайшем будущем (аж на 80 гривень!) вряд ли подвигнет их, работодателей, на финансовые подвиги. Кроме того, не будем забывать, каким частым стало явление скрытой безработицы, невыплаты заработанного (общая недоимка по взносам в Пенсионный фонд, образованная зарплатной задолженностью, уже составила 450 миллионов гривень), конвертных зарплат. С юридической точки зрения, это неправильно и наказуемо, но что деловому человеку, обеспечивающему стране рабочие места, делать, если та же Налоговая, как мы помним, вынуждена собирать отчислений на «двести лет вперед»? Самое время уходить в тень.

 

Потому более реальным в нынешней ситуации видится объем ФОТ в размере не более 276 миллиардов гривень, а разница в расчетных и фактических показателях может составить почти 30 миллиардов! И главное, компенсировать просчет в случае чего — нечем. Источников кредитования или безвозмездного наполнения Пенсионного фонда в Украине нет.

 

Для справки: совокупность всех просчетов даст Пенсионному фонду скрытый дефицит минимум в 10 миллиардов гривень. Причем ситуация усугубляется тем, что в стране растут долги по зарплате. На 1 мая общий объем задолженности составил 1405 млн грн. Две трети этих средств — зарплаты работников экономически активных предприятий.


Больше всего долгов накопилось в Волынской области (общая сумма задолженности с начала года там выросла в два раза), меньше всего  — в Харьковской, Черкасской и Черновицкой областях, а также в городе Киеве.

 

НАКа, выкуси?

В придачу ко всему негативу, нельзя не упомянуть и о «нашем всем» — НАК «Нафтогаз Украины». Бедного украинского монополиста уже просклоняли по всем падежам — вдоль и поперек, выжали из него все, что могли и, сказать по правде, бросили на произвол судьбы. За 5 месяцев года мы нажгли газу на 23 млрд грн, а оплатили только 17,7 млрд грн. Для сравнения: в прошлом году за тот же период газа потребили 19,5 млрд кубометров на 12,4 млрд грн и все топливо оплатили.

 

Финансовое состояние компании давно вызывает здоровое сочувствие у всех, кому знакомы следующие цифры. Доход от текущей деятельности НАК с начала года составила 22 млрд грн, доход от операционной деятельности — 26 млрд грн. Вместе с тем, только на импорт газа компания потратила 16,8 млрд грн (и это без учета возможных финансовых санкций за «недобор» — еще порядка 10 млрд грн только за І квартал года). Прибавьте к этому почти 17 миллиардов гривень налоговых отчислений, необходимость компенсации разницы между рыночной ценой газа и ценой, по которой газ покупают теплокоммунэнерго, а также платежи по кредитным обязательствам (объем заемных средств НАК составляет 44,5% от общего объема обязательств компании, который в свою очередь превышает 74 млрд грн). Выходит и вовсе «минус» в балансе.

 

В этой связи весьма сомнительным представляет не только закупка газа в следующем, к примеру, году, но и само существование НАК «Нафтогаз Украины» как структуры. Показательно также, что банкротство топливного монополиста со временем может стать началом череды других банкротств — «Энергоатома» или «Укртелекома» — в зависимости от внешней ситуации и умения естественными монополиями руководить.

 

Почем «опиум» для народа?

Состояние банковской системы, кредитная политика и валютные колебания добавляют своих волнений в общую гамму чувств. Не вдаваясь в тонкости банковского дела, а также теории денег и кредита, расскажу, что согласно информации СП, общие ресурсные потери отечественных банков с начала года составили 25,3 млрд грн. При этом объем средств, выделенных Кабмином для рефинансирования (финансовой поддержки) банков составил немногим более 3,7 миллиарда гривень. Не очень-то соизмеримые цифры, не так ли? Для сравнения: финансовые вливания непосредственно НБУ в банковскую систему посредством выкупа ОВГЗ составили с октября по июнь почти 26 миллиардов гривень.

 

Показательно также, что объем средств на корсчетах банков по состоянию на 15 июня превысил 20,5 млрд грн, а остаток свободных денег — 8,7 млрд грн. В июне (по сравнению с маем) активизировался межбанковский кредитный рынок. Месяц назад, к примеру, объем кредитования едва дотягивал до 1,6 млрд грн в день, сейчас — 2,1 млрд грн. Впрочем, это все равно значительно меньше аналогичных показателей прошлого года, когда дневной объем кредитного рынка превышал 6 миллиардов гривень.

 

Скажу также, что общий кредитный портфель банковской системы Украины составляет сегодня 710,6 млрд грн. Из них 5,6% — так называемые «проблемные» кредиты. За прошедшие полгода объем займов юридическим лицам увеличился почти на треть (преимущественно за счет кредитов НАК «Нафтогаз Украины»), а кредитование физических лиц наоборот уменьшилось на 12,1%.


К более-менее приемлемым цифрам вернулась стоимость ресурсов по ставке овернайт. Если в марте она достигала 60-70%, то сегодня не превышает 3,5-3,9% годовых. Однако предсказать, останется ли кредитная ставка прежней или вновь начнет расти, не берется сегодня никто.

 

Равно как никто не знает, какой будет ставка по среднесрочным и долгосрочным кредитам, особенно для физических лиц. Пока ставки по долларовым кредитам только увеличиваются — в среднем на 3-5%. Ставки по кредитам на автотранспорт или другие цели достигают 8% и более. В абсолютных цифрах дела обстоят почти удручающе: сегодня среднемесячный платеж, к примеру, по ипотечному долларовому кредиту составляет около 1200 долларов США. В случае увеличения процентной ставки или заметного колебания валютного курса, плательщики массово начнут объявлять себя банкротами.

 

Желающих пощекотать нервы прогнозами валютных курсов тоже немного. Пока позиции гривни в отношении доллара укрепляются. Более того, в конце мая на рынке наблюдалось превышение валютного предложения над спросом. Однако с общим подъемом экономики это не связано. Скорее, дело просто в интервенциях Национального банка, который с начала года продал 5,6 млрд долларов США. Удастся ли НБУ удержать такую стабильность гривни дальше — неясно. Пока объем валовых международных резервов, по состоянию на 15 июня, составляет 27,4 млрд долларов, чистых международных резервов — 21,7 млрд долларов, траншей МВФ — 7,3 млрд долларов США.

 

Вместо послесловия

Бесспорно, приведенные выше материалы могут сослужить читателю как хорошую, так весьма дурную службу. С одной стороны, в знании — сила, с другой, много будешь знать — плохо будешь спать. Возможно, все эти цифры можно повернуть и в другую сторону — как наши чиновники умеют ими жонглировать, мы все давно знаем. И все же эти цифры явно не взяты с потолка. Но мы эту информацию никому не навязываем и сна намеренно не лишаем. Мы лишь предлагаем ознакомиться с ней и представить истинное положение дел, а захочется ли кому-то эту истину увидеть — личное дело каждого.


Главное только — не сетовать потом на то, что «мы в нее (в него) так верили, а он (она) нас снова так обманул (а) ».

 

 

www.ua-banker.com

Просмотров: 3607
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
Показать комментарии (1) Скрыть комментарии Обновить
Спасибо!
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:
Повторите изображенный на картинке код*:
Защитный код