Ломбарды на 70% вытеснили банки с рынка мелкого кредитования до зарплаы
Ломбарды на 70% вытеснили банки с рынка мелкого кредитования до зарплаы
15 июня 2017 | 14:40

Пока банки выкарабкивались из финансового кризиса, пытаясь выжить, небанковские кредитные учреждения не теряли времени и заняли треть рынка розничного кредитования. Ломбарды, лизинговые и финансовые компании, кредитные союзы уже на равных конкурируют с банками за надежных заемщиков. Причем с каждым ужесточением требований банков к потенциальным заемщикам у небанковских учреждений клиентов становится все больше.

 

 

«Маленькие» пошли в рост

 

В 2016 году оборот банковских кредитов населению составил порядка 77 млрд грн, в то время как оборот кредитов небанковских финансовых учреждений достиг 37 млрд грн. Об этом говорится в исследовании USAID «Небанковские финансовые учреждения глазами потребителя».

 

Украинцы стали чаще и активнее пользоваться услугами небанковских финансовых учреждений. В 2014-2016 годах сумма выданных ломбардами кредитов удвоилась – с 8,4 млрд грн до 16,7 млрд грн, небанковских кредитных учреждений почти утроилась – с 5,1 млрд грн до 13,4 млрд грн. Сократилась лишь выдача займов кредитными союзами (-4%) и финансовыми компаниями (-17%).

 

«Мы сейчас наблюдаем сумасшедшую востребованность наших услуг со стороны потребителей. Банки притормозили рост из-за своей зарегулированности, в то время как ряд финансовых компаний буквально сделали прорыв на рынке кредитования в прошлом году, запустив немало новых продуктов и услуг», – говорит генеральный директор ассоциации «Объединение финансовых учреждений» Виктория Волковская.

 

Небанковские кредиты интересуют заемщиков из-за незначительных или вовсе отсутствующих требований к платежеспособности, быстроты заключения договоров, значительной сети точек, которая географически близка к клиенту, поскольку ломбарды и кредитные компании как грибы после дождя открываются в людных местах. В первую очередь это касается финансовых компаний, которые выдают мгновенные кредиты, в том числе на банковскую карту, а также выдачи микрокредитов ломбардами.

 

За эти удобства клиенты готовы платить более высокую плату. Например, в ломбардах стоимость кредита составляет порядка 1% в день (365% годовых), в финансовых компаниях стоимость может быть еще выше – 1,5-2% в день (до 730% годовых). Для сравнения: эффективная ставка по кредитам банков колеблется в среднем от 50% до 80% годовых. Новый закон «О потребительском кредитовании» ужесточает регулирование розничного кредитования всех сегментов – и банковского, и небанковского, но он не распространяется на займы короче 30 дней, значит, ломбарды получат дополнительное «преимущество».

 

Простота дороже денег

 

Усиление позиций небанковских учреждений видно невооруженным взглядом. С начала 2015 года региональная сеть банков сократилась на 30% (до 10,3 тыс.), в то время как количество подразделений небанковских финансовых учреждений за два года выросло до 8,4 тыс. (+ 32%). Сеть ломбардов выросла на 23%, а других кредитных учреждений – на 92%. Количество финансовых компаний увеличилось на 56%.

 

Быстро растет популярность кредитов «до зарплаты». «Краткосрочные кредиты, которые часто называют кредитами «до зарплаты», являются относительно новым феноменом для Украины, но они быстро завоевывают свою долю рынка и признание клиентов. Такие кредиты – без залога, без подтверждающих документов, с высокими процентными ставками – предоставляются онлайн и через разветвленную сеть финансовых компаний. Потребители готовы платить высокую плату за кредиты, которые в основном не регулируются госорганами», – указано в результатах исследования.

 

Виктория Волковская уверена, что низкая финансовая грамотность населения сдерживает развитие рынка. «Финансовые компании предоставляют большой выбор кредитных продуктов. Это и кредиты до зарплаты, и длинные кредиты на два-три года. Стоимость и условия финансирования везде разные. Клиентам зачастую не хватает знаний о различных кредитных продуктах», – говорит она.

 

Конкурентами финансовых компаний в этом сегменте являются ломбарды. По словам генерального директора сети ломбардов «Благо» Александра Северинова, 5% населения хотя бы раз в год обращаются в ломбард, а в каждый момент времени порядка 1% населения имеют активный кредит в ломбарде. «Наша задача – увеличить количество пользователей услугами ломбардов в текущий момент с 1% до 1,5%», – ожидает Александр Северинов.

 

В регионах большей популярностью пользуются кредитные союзы. Их преимущества – простые процедуры оформления кредитов и возможность получения финансирования на приемлемых условиях без залога или поручительства. Кредитные союзы, созданные по территориальному или профессиональному признаку, часто готовы финансировать своих членов на льготных условиях. Наименьшей популярностью пользуются лизинг из-за низкого уровня осведомленности о нем.

 

 

 

www.ua-banker.com

Просмотров: 1900
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
Показать комментарии (0) Скрыть комментарии Обновить
Спасибо!
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:
Повторите изображенный на картинке код*:
Защитный код