МВФ опять уезжает, гривна снова падает…
МВФ опять уезжает, гривна снова падает…
25 ноября 2015 | 09:15

Вот уже второй раз за осень миссия МВФ приезжает и уезжает без толку. Собственно, осень уже окончилась, наступает первый зимний месяц декабрь, а за ним маячит новый год. Очередного же транша от МВФ по-прежнему нет вот уже с сентября, и перспективы его получения все более туманны. Эксперты фонда никак не могут дождаться, когда правительство представит бюджет на 2016 год.

 

Более того, в фонде вообще не понимают, на базе какого именно налогового законодательства будет верстаться бюджет, который должен вступить в силу через месяц, поскольку правительство и профильный парламентский комитет явили миру два практически взаимоисключающих варианта очередного нового Налогового кодекса и теперь между разными группировками во власти разгорелась нескончаемая склока.

 

На этом фоне гривна ускорила сползание вниз, поскольку, повторим, надежды на получение очередного транша в обозримом будущем становятся все более призрачными.

 

Ситуация усугубляется совершенной «непоняткой» с долгом перед Москвой по трехмиллиардному кредиту, срок возврата которого тоже истекает аккурат под новый год.

 

Эта «непонятка» еще более углубилась после того, как на днях Кремль сделал щедрое предложение, от которого и отказаться трудно, и соглашаться нельзя. По условиям кредита, который Янукович взял у Москвы в последние дни царствования, вернуть указанные 3 млрд долларов необходимо до конца нынешнего года. Очевидно, что столь масштабное изъятие такой большой суммы из тощих золотовалютных резервов страны чревато коллапсом всей ее финансовой системы, а также дальнейшим падением гривны, глубину которого трудно предсказать. К тому же не факт, что МВФ разрешит правительству и Нацбанку сделать это, поскольку львиная доля золотовалютных резервов сейчас состоит из кредитных средств, предоставленных фондом. Такова цена фактической утраты Украиной суверенитета, в том числе в валютно-финансовых вопросах.

 

И вот из Москвы последовало предложение рассрочить возврат кредита, выплачивая по миллиарду в год, то есть первый вернуть в конце нынешнего года, второй — в конце 2016-го, а последний — в 2017-му. Конечно, выложить до конца года и один миллиард — тоже нелегко, но все равно лучше, чем отдавать сразу всю сумму.

 

Но здесь кроется подвох. МВФ упорно не хочет вмешиваться в российско-украинские кредитные отношения. Если даже при реструктуризации долгов перед преимущественно американскими инвестиционными фондами фонд отделывался все больше призывами пойти навстречу Украине, то в отношении российских долгов позиция МВФ простая, как угол дома: дескать, разбирайтесь между собой сами! Проблема состоит также в том, что до сих пор нет четкой позиции, в частности и у МВФ, относительно того, считать московский кредит государственным или же коммерческим. Недавняя широко разрекламированная реструктуризация внешних долгов касалась именно коммерческих займов.

 

Если же сейчас Украина начнет отдавать России «условно коммерческий» долг — не важно, частями или целиком! — коммерческие держатели долгов, недавно согласившиеся на реструктуризацию, могут взбунтоваться и потребовать «отмотать кино назад». В этом они будут правы: а чем, собственно, они хуже некоего российского «фонда национального благосостояния», из которого Кремль взял деньги на кредит Януковичу?

 

Но для курса гривны, а следовательно, для перспектив роста инфляции и дальнейшего обвала уровня жизни рядовых граждан самым главным является не «шпагат» между иностранными инвестиционными фондами-держателями реструктурированных долгов и Кремлем, на котором оказалось правительство Яценюка, а сам факт необходимости в скором времени возвращать Москве кредит в большем или меньшем объеме. Ну и, конечно же, возможный провал реструктуризации, а также перспектива лишиться из-за этих «разборок» в обозримом будущем кредитной поддержки МВФ резко ослабляют национальную валюту, что и наблюдалось последнее время, когда гривна дешевела ежедневно на несколько десятков копеек.

 

И все же главной причиной срыва дальнейшего кредитования МВФ и, как следствие, дальнейшего обесценивания гривны, несомненно, стал полнейший ступор бюджетного процесса.

 

Напомним, что подготовлено два варианта нового Налогового кодекса. Причем оба они не воспринимаются экспертами МВФ, которые небезосновательно полагают, что их введение приведет к резкому падению поступлений в бюджет, к невозможности государственные расходы сбалансировать доходной частью, что, в свою очередь, приведет в новой эмиссии денег и дальнейшей инфляции, как это уже было в 2014-2015 годах.

 

Проекты отличаются разной степенью либерализма. При этом правительственный, по некоторым оценкам, приведет к недоимке в доходной части около 60 млрд гривен. По мнению министра финансов Натальи Яресько, эту нехватку можно компенсировать выводом доходов, в частности зарплаты, из тени. Но, похоже, в МВФ с оптимизмом министра финансов не согласны. Как призналась в одном из интервью Яресько, ей не удалось пока убедить МВФ в том, что будут найдены соответствующие компенсаторы.

 

В свою очередь, проект Налогового кодекса, разработанный под руководством главы профильного парламентского комитета Нины Южаниной, в соавторы которого записались аж 113 депутатов, считается суперлиберальным. По мнению правительства и лично министра финансов, принятие норматива в этом виде приведет к «дырке в бюджете» в размере чуть ли не 200 млрд гривен. В МВФ от законопроекта Южаниной тоже явно не в восторге. В то же время сама Южанина утверждает, что принятие депутатского варианта Налогового кодекса приведет к падению поступлений якобы всего лишь на 13 млрд гривен и компенсировать эту нехватку вполне удастся путем выведения экономической деятельности из тени, что увеличит поступление налогов. Очевидно, что адекватность этих 13 млрд гривен, мягко говоря, вызывает сомнения.

 

Проблема в том, что приверженцы обоих вариантов налоговой реформы никак не могут, а главное — не хотят найти общий язык и прийти к общему знаменателю в виде некоего единого проекта, который можно рассматривать в парламенте и представить на рассмотрение МВФ. В последний приезд миссии МВФ представители фонда, понаблюдав в очередной раз за разборками и склоками, убыли восвояси, даже не сделав хотя бы обтекаемого заявления.

 

А самое главное, в фонде не понимают, зачем сейчас, под конец года, когда «горят» бюджет и кредит МВФ, вообще нужно было затевать очередные радикальные изменения в налоговом законодательстве. Любой, пусть компромиссный вариант, даже если он устроит МВФ, будет сырым, и его долгое время нужно будет дорабатывать на практике. Кроме того, согласно действующему законодательству налоговые изменения должны вступать в силу не менее чем через полгода после их принятия и публикации, чтобы субъекты хозяйствования могли освоиться. До нового же года остался месяц. Словом, введение с 1 января 2016 года любого нового налогового кодекса — это афера!

 

Бюджет на 2016-й уже давно следовало сверстать на основе ныне действующего законодательства. Этого мнения, кстати, придерживаются и в МВФ. Каким бы несовершенным ни было нынешнее налоговое законодательство, новое, наспех слепленное «на колене», будет еще хуже, особенно при наличии диаметрально противоположных подходов к его формированию в правительстве и парламенте.

 

Результатом околоналоговой склоки, вызванной, как становится все более очевидным, шкурными интересами разного рода группировок так называемой элиты, стал тот факт, что курс доллара в обменниках и на межбанковском рынке в течение недели ежедневно увеличивался на 30-50 копеек, повторяя сценарий начала обвала гривны в феврале 2015 года. Курс приема доллара в обменниках достиг почти 25 гривен за 1 доллар, а курс продажи перешагнул этот рубеж. Причем реально купить доллары даже по этому курсу можно далеко не всегда, а валютообменные операции опять уходят в тень, где курс часто еще выше.

 

Пока трудно сказать, ограничится ли дело колебанием курса или же приведет к новому резкому падению национальной валюты. Но почему-то думается, что граждан Украины ожидают новые испытания девальвацией и инфляцией. Очень хотелось бы ошибиться...

 

 

 

www.ua-banker.com

Просмотров: 2520
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
Показать комментарии (0) Скрыть комментарии Обновить
Спасибо!
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:
Повторите изображенный на картинке код*:
Защитный код