МВФ, до свидания или у кого теперь брать в долг!
МВФ, до свидания или у кого теперь брать в долг!
2 декабря 2016 | 14:20

Миссия МВФ прибыла в Украину с небольшим опозданием и проработала 2 недели. Подробности, как обычно, не разглашались.

 

Но из отрывочных комментариев представителей НБУ и Минфина понятно, что главным образом представителей Фонда интересовало принятие госбюджета-2017 в том виде, в котором это хотят видеть кредиторы Украины.

 

Похоже, что с этих проблем нет. И премьер Владимир Гройсман, и спикер Верховной Рады Андрей Парубий говорят о готовности принять госбюджет-2017 8 декабря.

 

Т.е. едва ли не впервые в истории современной независимости Украины госбюджет может быть принят в сроки, которые и предписывает Бюджетный кодекс.

 

В предыдущие 10 лет у представителей власти в стенах Кабмина и ВР вошло в привычку торговаться до последнего, кто и сколько государственных финансов сможет "освоить".

 

В результате закон о госбюджете принимался 31 декабря, "под елочку". А то и позже.

 

При этом В.Гройсман сумел относительно легко справиться с депутатскими "хотелками" и амбициями: в результате правок, внесенных после первого чтения в ВР, расходная часть госбюджета-2017 выросла всего на 2%.

 

Доходная – тоже. Т.е. аппетиты т.н. "слуг народа" были тут же компенсированы. И можно прогнозировать, что, если внезапно кто-то не решит сыграть в свою игру, вопросов по бюджету у МВФ не должно возникнуть.

 

Тем не менее, заместитель главы НБУ Олег Чурий 17 ноября в комментарии СМИ осторожно предположил, что ранее обещанные МВФ $1,3 млрд до конца т.г. Украина не получит.

 

Более того, он не стал прогнозировать, когда очередной транш в рамках кредитной программы EEF вообще будет предоставлен. И пессимизм высокопоставленного представителя НБУ можно понять.

 

Т.к. принятие госбюджета с ориентирами от МВФ (дефицит общего фонда госбюджета и ряд других показателей) – условие необходимое, но не достаточное для дальнейших внешних финансовых "вливаний".

 

В период премьерства Ю.Тимошенко и Н.Азарова краеугольными камнями программы МВФ для Украины были повышение тарифов ЖКХ и пенсионного возраста.

 

Оба пункта не касались представителей власти непосредственно и рассматривались только как потенциальная угроза с точки зрения уличных протестов и падения избирательных рейтингов.

 

Но повестка дня изменилась. Основные вопросы, которые сейчас интересуют МВФ – снятие моратория на продажу сельхозземель и усиление борьбы с коррупцией.

 

Под усилением в Фонде понимают предоставление и законодательное закрепление права Национального антикоррупционного бюро Украины вести собственную оперативно-розыскную деятельность.

 

В частности, заниматься прослушкой телефонов высокопоставленных чиновников. Еще одно требование из этого пакета – создание специальных антикоррупционных судов.

 

Эти пункты можно трактовать двояко. Для начала стоит разобраться, почему МВФ уделяет столько внимания состоянию коррупции в Украине.

 

С одной стороны, выполнение указанных требований приводит к усилению зависимости украинских властей от внешнего управления.

 

Поскольку и НАБУ, и специализированная антикоррупционная прокуратура имеют внешнее финансирование и ориентируются не на президента Украины и не на Кабинет министров с Верховной Радой.

 

Создание антикоррупционных судов решает проблему, когда все усилия по борьбе со взяточничеством высокопоставленных чиновников разбиваются о лояльность к ним существующих коррумпированных судов. Но при этом замыкает параллельную силовую вертикаль, неподконтрольную украинской власти. И снова-таки получаем дилемму. Да, это означает усиление внешнего управления.

 

С другой стороны – а как прикажете бороться с коррупцией в руководстве страны, если антикоррупционные органы контролируются этим самым руководством?

 

Есть смысл разобраться и с пресловутым внешним управлением – что оно означает. Начать следует с того, что любой должник по определению не может быть независимым.

 

Это хорошо видно на примере корпоративного сектора. Крупные компании точно так же попадают в жесткую зависимость от банков-кредиторов, как и государства.

 

Им выставляются ковенанты – показатели-"маяки", соблюдение которых свидетельствует об относительном благополучии в финансовой системе должника. А также о том, что он придерживается экономической и денежной политики, предписанной кредиторами.

 

Например, без согласования с ними компания-заемщик не может позволить себе крупное приобретение – покупку предприятия-конкурента.

 

Да, именно так строятся отношения в бизнесе. Несоблюдение ковенант влечет неприятные последствия – например, требование дополнительного залога.

 

В случае со странами-заемщиками, в т.ч. Украиной, главным ориентиром выступает бюджетный дефицит. А уже из него как производная появляется тезис о преодолении коррупции.

 

Поскольку, как небезосновательно полагают в МВФ, значительная часть госбюджета Украины расходуется неэффективно – т.е. попросту разворовывается самими носителями власти.

 

Министр финансов Александр Данилюк частично подтвердил эти выкладки, 21 ноября в интервью СМИ перечислив ключевые, по его словам, законопроекты для продолжения программы с МВФ.

 

Это закон о пенсионной реформе, направленный на уменьшение дефицита Пенсионного фонда Украины. Как это сделать без повышения пенсионного возраста – в Кабмине уже решили.

 

Повысить минимальную зарплату в стране и таким образом увеличить отчисления в ПФУ, распространить пенсионные взносы на тех, кто их ранее не платил – например, на самозанятых в домохозяйстве.

 

Возможно, будет повышен с 60 до 63 лет порог для выхода на пенсию людей, не получивших минимально необходимый рабочий стаж.

 

Следующий закон касается уменьшения числа стратегически важных госкомпаний, не подлежащих приватизации. Теоретически его могут принять, но под различными предлогами затягивать с выполнением до бесконечности.

 

К примеру, продажу госкомпании "Центрэнерго", управляющую Змеевской, Трипольской и Углегорской тепловыми электростанциями, МВФ обещал еще премьер Арсений Яценюк.

 

Но и сейчас, при В.Гройсмане, особых подвижек в данном направлении нет. Аналогично и по остальным государственным активам. Тем не менее, у заемщика здесь есть довольно большое поле для маневров.

 

Вряд ли предоставление следующего кредитного транша споткнется о приватизацию. Точно так же, как и об реформу госбанков, предусматривающую создание при них независимых наблюдательных советов.

 

Речь о том, чтобы прекратить раздачу кредитов на, скажем так, ну очень льготных условиях, компаниям, связанным с руководством страны. Благодаря этой связи компании могут себе позволить вообще не возвращать займы – и им за это ничего не бывает. И так нередко и делается.

 

Образовавшуюся брешь в банковском балансе носители власти щедро закрывают из госбюджета под видом докапитализации госбанков. Как говорится, не свое – не жалко.

 

Предполагается, что независимый набсовет сможет формировать правление госбанка, независящее от носителей власти. По крайней мере, в других странах это доказало эффективность.

 

Думается, что нынешнее руководство страны не будет особо сопротивляться принятию данного закона. Потому как опыт уже показал неэффективность подобных мер в украинских реалиях.

 

Взять хотя бы назначение поляка Войцеха Бальчуна генеральным директором государственного железнодорожного монополиста, ПАО "Укрзализница".

 

Прошло уже больше полугода, как он при должности – но реальных успехов в преодолении коррупции нет.

 

Железнодорожники продолжают закупать дизельное топливо и метизы у тех же компаний, что и раньше – по завышенным ценам. А оплачивают разницу потребители, т.е. граждане Украины.

 

Таким образом, среди требований МВФ остается только закон о рынке сельхозземель в Украине – но Рада уже продлила мораторий на их продажу до 2018 г.

 

Особого смысла в этом не было – чтобы землю можно было легально продать, требуется вступление в силу ряда законов, которые сейчас либо не действуют, либо еще даже не приняты.

 

Да и принимать 6 октября мораторий, действующий только до 1 января 2018 г. – с практической точки зрения как-то глупо.

 

Данный закон был нужен только разве что как декларация намерений, сигнал МВФ о неготовности заемщика следовать предписанным "маякам".

 

Не случайно тот же А.Данилюк в упомянутом интервью СМИ заявил, что деньги МВФ Украине не очень-то и нужны до конца т.г. Тут с ним вполне можно согласиться.

 

Ведь напечатанные 38 млрд грн. от Нацбанка бюджет получил благодаря разблокированию работы совета НБУ.

 

Это перечисление предусмотрено законом о госбюджете-2016 и дает правительству возможность спокойно рассчитаться по своим внутренним обязательствам.

 

Поэтому со снятием моратория на продажу сельхозземель, важнейшим вопросом национальной экономической безопасности, пока можно не спешить.

 

И, конечно же, на что власти не пойдут никогда – так это на предоставление широких полномочий НАБУ, превращающих его в полноценный силовой орган.

 

Пока могли, президент, правительство и парламент "петляли", выполняя менее значимые для себя условия программы МВФ. Но теперь, похоже, уперлись в стену.

 

Продолжение сотрудничества со стороны Фонда теперь возможно только по политическим соображениям – если там захотят закрыть глаза на очевидный игнор своих условий ради каких-то более глобальных вещей.

 

А это, в свою очередь, уже будет во многом зависеть от внешней политики новой администрации США в отношении Украины.

 

Итак, если прибегнуть к компьютерным аналогиям, можно констатировать: программа МВФ зависла и перешла в режим ожидания.

 

Остается понять, как это скажется на курсе гривны и, соответственно, на экономике Украины в целом.

 

www.ua-banker.com

Просмотров: 1077
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
Показать комментарии (0) Скрыть комментарии Обновить
Спасибо!
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:
Повторите изображенный на картинке код*:
Защитный код