В чьих интересах Национальный банк запустит печатный станок или Украину могут ждать серьезные экономические трудности?
В чьих интересах Национальный банк запустит печатный станок или Украину могут ждать серьезные экономические трудности?
13 апреля 2020 | 13:15

Высокий уровень волатильности валютного рынка в прошлом месяце и в начале апреля "вангует" еще более серьезное закручивание кризисной спирали.


Впрочем, кроме негативного влияния "больной" внешнеэкономической конъюнктуры, усугубить ситуацию могут иностранные финансовые спекулянты. Сегодня они исполняют роль обезьяны, а граната в их руках - гривневый портфель облигаций внутреннего государственного займа. Но ситуация выглядит еще более угрожающей из-за того, что НБУ этой “обезьяне” прислуживает. 


Дивный мартовский курс     


За прошлый месяц национальная валюта пережила весьма стремительный процесс девальвации, обесценившись с 24,5 гривен за доллар до отметки в 28,06. Сейчас гривна укрепилась в диапазоне 27,10 - 27,20. "Вести.ua" уже писали о более чем странной монетарной политике Нацбанка в прошлом году. Именно в тот период случилась первая массовая продажа внешними "инвесторами" гривневых ОВГЗ.


С 3 по 10 марта нерезиденты продали облигаций на 1,8 млрд гривен (700 млн долларов), сократив портфель со 127,1 млрд грн до 125,3 млрд. За этот период давление на гривну существенно возросло. Чтобы удержать позиции нацвалюты, Национальный банк потратил огромную сумму в 2,1 млрд долларов из международных резервов. Старания НБУ не прошли даром, ровно до 10 марта гривна удерживалась в относительно узком коридоре 24,59 - 24,93 гривен за доллар. Эти старания нацрегулятора больше напоминали операцию "Прикрытие" для безболезненного фиксирования прибыли нерезидентами при сбрасывании бумаг.


Уже 11 марта доллар начал резко дорожать с 24,92 днем ранее и закрепился на отметке в 25,31 гривен непосредственно 11 числа. В общем мартовском графике пары доллар-гривна, можно выделить несколько схожих периодов. В это время прогрессия доллара заметно задерживалась в определенном курсовом диапазоне два-три дня и далее продолжалась уверенным ослаблением гривны. Таковыми были промежутки 12-14, 20-23 и 27-30 марта.

 

Из официальных данных НБУ от 6 апреля стало понятно, что с 10 марта иностранцы еще сбросили бумаги более чем на 7 млрд гривен, сократив объем портфеля до 118,1 млрд гривен. Таким образом, за прошлый месяц, иностранцы продали около 10 млрд гривен ОВГЗ, что стало одним из важных драйверов девальвации гривны.


НБУ вел себя весь месяц более чем странно. Его выходы на межбанковский рынок с предложением доллара будто создавали краткосрочные "окна" для благоприятного сбрасывания спекулянтами очередных порций ОВГЗ. Похоже, что эти действия были скоординированы и о них договорились заранее.


Временное затишье и бегство капитала через узкий коридор


Нерезиденты активно сбрасывали гривневые бумаги и конвертировали выручку в доллар, повышая этим спрос на валюту, но гривна продолжала уверенно укрепляться. Это объясняется рядом факторов:

 

  • снижением спроса на импортные товары и потребности импортеров в валюте; 
  • продаже доллара НАК "Нафтогазом"; 
  • продажей долларовой выручки металлургами и аграриями, покупающих гривну под финансирование посевной кампании;
  • израсходованием населением валютных сбережений в период карантина (в том числе, вернувшихся в страну трудовых мигрантов).

 

Однако эти факторы временные и могут продлиться до завершения карантина. После отмены ограничительных мер и с началом восстановления деловой активности, гривна может испытать серьезное давление из-за возрастающего спроса на валюту. К тому же, негативные тренды нарастающей мировой экономической рецессии будут только усиливаться. 


Сейчас во всем мире наблюдается миграция финансового капитала из развивающихся, а точнее сказать, из высокорисковых рынков. По данным МВФ, к концу марта из таких стран было выведено более 80 млрд долларов.


Деньги бегут в менее прибыльные, но более "тихие гавани", где можно переждать кризисный шторм с минимальной потерей ценности активов. Таким "островком" спокойствия традиционно являются ценные бумаги Казначейства США со сроком оборота в 10 и 30 лет. Другой традиционный вариант сохранения стоимости средств – вложения в золото. В том числе из-за этого сейчас наблюдается рост стоимости благородного металла на фоне предкризисного нарастающего спроса. Цены на золото достигли восьмилетнего максимума, составив 1711,4 долларов за унцию.

 

Спекулянты весьма предусмотрительно вкладывались в краткосрочные облигации сроком обращения 3-6 месяцев. Но высокие ставки доходности, которые превышали 20%, пробудили у нерезидентов аппетит. Они начали активно сметать ОВГЗ сроком обращения от одного до трех лет и даже более "длинные" облигации. В разгар кризиса спекулянты оказались неспособными быстро ретироваться. Держатели более 100 млрд гривен в украинских ОВГЗ с большим удовольствием давно бы ушли с рынка ценных бумаг Украины. Но не их бегству препятствуют два обстоятельства.


Во-первых, нежелание терпеть убытки и экстренно сбрасывать украинские ценные бумаги по бросовым ценам.


Во-вторых, отсутствие платежеспособного спроса на вторичном рынке ценных бумаг Украины.

 

Отечественный вторичный рынок крайне неразвит и малоподвижен - нерезидентам просто некому быстро продать ОВГЗ. Главными держателями облигаций являются НБУ и пул государственных банков. Доля юрлиц и физлиц, владеющих портфелями ОВГЗ, в общем объеме очень незначительна – 51,8 млрд гривен и 8,5 млрд гривен соответственно.


Иностранцам нужен достаточный объем гривневой ликвидности на рынке, который сможет быстро "освободить" их от бремени держания ОВГЗ. При этом, они не понесут больших финансовых потерь от уценки бумаг, быстро конвертируют гривну в доллар и убегут в места потише. И такой богатый покупатель может появиться, спасти доходы финансовых спекулянтов, нажитых "непосильным трудом", и с которых не были уплачены налоги. Используя подписанные Украиной международные договоры, нерезиденты не платят налоги с операций по украинскими ОВГЗ на основании положений об избегании двойного налогообложения.


"Друзья" украинской финансовой системы


Предположения и подозрения относительно "договорняков" НБУ и нерезидентов вовсе не являются оголтелой конспирологией. В конце марта один из крупнейших банков с иностранным капиталом "Citibank Украина" заявил о выплате 2 млрд гривен дивидендов акционерам финучреждения. Де-факто, речь идет о выводе денег из Украины.


Любопытно, что это сообщение появилось сразу после обращения к банкам первого заместителя главы НБУ Катерины Рожковой, озвучившей рекомендации нацрегулятора. Рожкова призвала не выплачивать дивиденды и не выводить деньги из Украины в разгар кризиса и карантинных мер, связанных с противодействием распространения коронавируса.

 

Можно предположить, что выплата "Citibank" прибыли акционерам является фиксированием и выводом доходов от спекуляций с ОВГЗ. В 2019 году в СМИ всплывала информация относительно долей и держателей украинских ценных бумаг. В их числе: 

  • "Citigroup" (75% от общей доли гособлигаций); 
  • "ICBC Standard Bank" (10%);
  • "Goldman Sachs" (7,5%); 
  • "Merrill Lynch" (4,2%);
  • "JPMorgan Chase" (2,6%).


Ранее СМИ уже писали, что банковская система Украины фактически оккупирована международными финансовыми назначенцами. Наблюдательные советы четырех государственных банков стали пристанищем иностранных финансовых лоббистов. Среди них, кроме действующих и бывших специалистов МВФ, Всемирного банка, ЕБРР и Казначейства США, есть также экс-сотрудники вышеупомянутого "JPMorgan Chase". Но больше всего представителей структур "Citigroup", которая, по "случайному" стечению обстоятельств, является держателем львиной доли украинских ОВГЗ.


Вовсе не удивительно, что "Citibank Украина" публично "послал" НБУ с его рекомендациями по воздержанию от выплат дивидендов. В Совете самого Нацбанка также есть весьма неоднозначные фигуры. Например, Александр Петрик, который работал заместителем исполняющего директора от имени Украины при штаб-квартире МВФ в Вашингтоне. Сам глава правления НБУ Яков Смолий работал первым заместителем у экс-главы Нацбанка Валерии Гонтаревой и считается ее надежным кадром и последователем. Именно Гонтареву связывают с обслуживанием интересов внешних финансовых игроков на рынке ценных бумаг Украины через скандально известную группу "Инвестиционный Капитал Украина" (ICU).  


Не для госбюджета "девственность" печатного станка берегли


8 апреля глава НБУ Яков Смолий заявил, что нацрегулятор не будет производить эмиссию денежной массы для финансирования дефицита государственного бюджета.

 

"Национальный банк не планирует финансировать бюджет через операции с государственными облигациями (ОВГЗ) на первичном или вторичном рынке. Эффекты от прямого финансирования бюджета в виде развертывания девальвационно-инфляционной спирали хорошо известны тем украинцам, которые помнят 90-е годы. Поэтому, возвращаться к этой практике нет смысла", - отметил Смолий.  


Однако 31 марта Совет Национального банка принял любопытное решение. Согласно документу, с НБУ снят запрет на покупку государственных ценных бумаг и проведение операций, которые могут иметь признаки прямой или косвенной поддержки бюджетных расходов, а также отказаться от установления верхней границы объема госбумаг в портфеле центробанка.


В рекомендациях Правлению Нацбанка, в частности указано:


- п. 1.2 "Снизить норму обязательного резервирования банками для валютных средств с целью их привлечения и удержания в банковской системе Украины";
- п. 1.4 "Оперативно определить и доложить Совету НБУ о возможных объемах проведения операция Национального банка с ОВГЗ на вторичном рынке ценных бумаг, которые не будут нести угрозы для обеспечения финансовой стабильности, и провести анализ влияния этих операций на показатели внешнеэкономической стойкости и социально-экономического развития Украины";
- п. 2.3 "Рассмотреть возможность временного снижения норматива коэффициента покрытия ликвидности"; 
- п. 3.2 "Подготовить план действий на случай резкого оттока капитала, включительно с возможностью введения ограничений на движение капитала, в том числе обязательной продажи валютной выручки на межбанковском валютном рынке и сокращения граничного срока расчетов по операциям экспорта и импорта товаров".


Эмиссионная помощь "белым людям"


Не стоит забывать, что Нацбанк - независимый орган и не подчиняется правительству. Но вот в отношении независимости НБУ от МВФ такой уверенности нет - от слова "совсем".


Если Смолий заявляет, что НБУ не будут включать станок для пополнения бюджета, тогда возникает вопрос, для чего принималось вышеописанное решение Совета нацрегулятора с подобными рекомендациями?


Возможно, Правление Национального банка таки готовит осуществление эмиссии гривны, но не для наполнения бюджета, а под покупку ОВГЗ у резидентов на вторичном рынке. При текущих тенденциях продажи валюты экспортерами и населением в условиях карантина, проведение полномасштабной спецоперации по эвакуации иностранных спекулянтов с украинского рынка очень вероятное. Нацбанк и его печатный станок способны обеспечить нужную гривневую ликвидность и выкупить у иностранцев их портфель облигаций.


Безусловно, в таких условиях, НБУ потратит возможность провести плановую эмиссию не для затыкания растущих дыр в бюджете, а для оказания услуги внешним финансовым "друзьям". Продав гривневые ОВГЗ, спекулянты хлынут на валютный межбанковский рынок и начнут сметать доллар для бегства из Украины. Это создаст очень серьезное давление на курс. НБУ вновь придется тратить значительные суммы из золотовалютных резервов для удовлетворения спроса и сдерживания резкой девальвации гривны. В итоге Нацбанку придется потратить столько же, сколько МВФ обещает Украине по официальной кредитной линии.

 

Если подобный сценарий "спонтанного альтруизма" действительно будет спровоцирован Нацбанком, то Украину ждут еще более серьезные экономические трудности. Зато активы иностранных "инвесторов" будут в полном порядке и безопасности. 

 

 

www.ua-banker.com

Просмотров: 3395
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
Показать комментарии (0) Скрыть комментарии Обновить
Спасибо!
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:
Повторите изображенный на картинке код*:
Защитный код