Упрощенка» была механизмом поддержания  минимальной социальной справедливости
Упрощенка» была механизмом поддержания минимальной социальной справедливости
7 октября 2010 | 08:00

Очередное, где-то пятое по счету, явление проекта Налогового кодекса со всей ясностью выявило то, к чему давно шло: упрощенную систему налогообложения и отчетности, известную как единый налог или «упрощенка», решили окончательно похоронить. Намечающуюся в парламенте процедуру рассмотрения и принятия Налогового кодекса, который уничтожает «упрощенку» де-юре для юридических лиц и де-факто для лиц физических, можно расценивать как ритуал ее отпевания перед положением во гроб. Попытки удушить «упрощенку» предпринимались давно, причем именно нынешним премьером Николаем Азаровым. В далеком теперь 2003 году, всего после 4 лет существования «упрощенки», именно Н.Азаров, исполнявший в то время роль первого вице-премьера при первом премьерстве Виктора Януковича, вынашивал планы увеличить единый налог с 200 до 600 гривен. Но тогда не удалось: во-первых, резко возмутилась общественность, а во-вторых, «папа Кучма», считающийся формальным отцом «упрощенки», хотя ее настоящей родительницей является Александра Кужель, тогда ограничивал беспредел «донцов», которых сам же Кучма привел к власти. Теперь ограничивать регионалов некому, они могут беспредельничать от души, а Азаров получил возможность осуществить давно задуманное удушение «упрощенки». К тому же в этом деле у него появились «достойные» помощники — вице-премьер Сергей Тигипко и глава Госкомпредпринимательства Михаил Бродский.

 

Напомним, что на сегодняшний день упрощенная система налогообложения и отчетности действует на основе Указа президента Леонида Кучмы от 1999 г. Согласно переходным положениям нашей многострадальной Конституции, этот Указ имеет силу закона. «Упрощенка» устанавливалась для субъектов предпринимательской деятельности в виде как юридических, так и физических лиц.


Для юрлиц устанавливался «потолок» годового оборота — 1 млн. гривен и «потолок» наемного персонала — 50 человек. Выделялись две категории юрлиц-«упрощенцев» — 6- и 10-процентники. Первые платили единый налог, по сути налог с оборота, в размере 6%, но являлись также плательщиками НДС. Вторые платили только единый налог, но в размере 10% с оборота. И те, и другие освобождались от большинства налогов, но платили начисления на фонд зарплаты, включая пенсионные, а также подоходный налог.


Для физлиц-«упрощенцев», сиречь частных предпринимателей на едином налоге, или ЧПЕНов, установлен «потолок» годового оборота — 500 тыс. грн. и «потолок» наемных работников — 10 человек. Единый налог представляет собой, по сути, фиксированный налог, не зависящий от творческих и финансовых достижений хозяйствующе-предпринимательствующего индивида. Проще говоря: «упрощенец» обязан платить налог за отчетный период даже если в этом периоде у него были сплошные нули или убытки. Налог был установлен в размере от 20 до 200 грн. на усмотрение местных органов власти в зависимости от вида деятельности, но вскоре явочным порядком был почти везде выведен на максимум — 200 грн. в месяц, из них 84 грн. — отчисление в Пенсионный фонд, что на заре «упрощенки», т.е. в начале 2000-х годов, было вполне приличной суммой, ибо очень многие даже «крутые» фирмы платили намного меньше. За каждого наемного работника следовало платить половину ставки налога, т.е. 100 грн. в месяц, из них 42 грн. пенсионных. В общем случае ЧПЕНы не платили НДС, но в 2000 году постановлением Кабмина Виктора Ющенко им, по желанию, было предоставлено право регистрироваться плательщиками НДС. Это налагало на обязательство выдавать налоговые накладные, формируя так называемые налоговые обязательства, и платить НДС. Но также они получали право на так называемые налоговый кредит или восстановление НДС. В ряде случаев, когда «маленький» ЧПЕН работает с «большими» фирмами, статус плательщика НДС весьма выгоден.


Кроме существенного сокращения налогов, «упрощенка» радикально уменьшала и упрощала финансовую отчетность для юрлиц. Для физлиц она настолько примитивная, что даже при условии уплаты НДС счастливый обладатель «среднего ума» справляется без бухгалтеров, компьютеров и прочих «понтовых» способов «раскрутить на бабки» типа программы «1С-бухгалтерия», паразитирующей на сложностях и дебилизме отечественной системы финансов, налогов и отчетности.


По мнению экспертов, «упрощенка» была хорошим компромиссом между «большими» и «маленькими». Если «большие», прежде всего экспортеры-олигархи, легально уходят от налогов через оффшоры, то каждому «маленькому» позволено посредством «упрощенки» устроить себе маленький личный «оффшорчик», ибо работать на общей системе налогов и отчетности невозможно — лучше тогда не работать вообще! Словом, «упрощенка» была еще и механизмом поддержания хотя бы минимальной социальной справедливости.


Борьба с «упрощенкой» началась давно и постепенно нарастала. «Упрощенка» для юрлиц была выхолощена настолько, что во многом потеряла смысл. «Упрощенка» для физлиц также все более обрастала сложностями и дополнительными налогами и обязательными платежами: подоходный налог, а также начисления и отчисления от фонда зарплаты для наемных работников, попытки запретить ЧПЕНам регистрироваться плательщиками НДС, пенсионные платежи для самого ЧПЕНа и так далее. Но «упрощенка» для физлиц продолжала кое-как держаться...
Зато теперь «упрощенку» решили окончательно истребить, формально оставив некоторые ее элементы. Проект Налогового кодекса предусматривает следующее. Прежде всего для юрлиц «упрощенка» отменяется как таковая. Вместо этого предлагаются какие-то эфемерные налоговые каникулы на энный промежуток времени, но и это пока не решено. Кроме того, налоговые каникулы, если они и будут, отнюдь не упрощают ведение отчетности, т.е. насколько можно понять из «сырого» Налогового кодекса, все юрлица должны будут вести отчетность на общих основаниях, а это «дурдом» — бухгалтера, которые вели упрощенную и обычную отчетность, понимают, о чем идет речь. И за каждую ощибку, проистекающую из сложности отчетности, предприятие и его должностные лица могут быть оштрафованы.


«Упрощенка» для физлиц формально остается, но в крайне урезанном и значительно более дорогостоящем виде. Прежде всего, годовой оборот ЧПЕНа планируют ограничить 300 тыс. грн. против нынешних 500 тыс. Что является откровенной глупостью и издевательством. На рубеже 1990—2000 годов, когда «упрощенка» только появилась, 500 тыс. грн. равнялись 100 тыс. долл. К концу 2008 г., когда на волне кризиса наши банкиры обвалили гривну, эта сумма превратилась уже в чуть более 62 тыс. долл. Если же теперь «потолок» уменьшат до 300 тыс. грн., то это будет всего 37,5 тыс. долл. Подчеркнем: это не личный доход предпринимателя за год, а весь годовой оборот, в котором «сидят» зарплата наемным, материальные затраты, налоги, арендные платы и прочее. Особо пострадают базарные торговцы, которые работают с небольшой наценкой и платят бешеные деньги за место на базаре, как, например, в столице: такие могут просто закрываться или просто уходить в тень — кому как больше нравится!


Планируется резко сократить количество наемных работников — с 10 до 2 человек. Это удар по занятости, хотя новоявленная власть не устает распространяться о создании новых рабочих мест. Правда, есть выход в регистрации нескольких ЧПЕНов на всех возможных родственников, но дополнительные субъекты предпринимательства — это лишние налоги, затраты, регистрации, бумаги в налоговую, кстати, лишняя работа самой налоговой и соответственно лишние в ней очереди, наконец это лишний «геморрой»!


Главным ударом по «упрощенке» является также планируемое резкое повышение ставок единого налога — устанавливается «вилка» от 200 до 600 грн. в месяц на усмотрение местных органов, в зависимости от видов деятельности. Можно с уверенностью сказать: в подавляющем большинстве случаев будет установлена максимальная ставка, т.е. 600 грн. Норма об оплате ЧПЕНом половины ставки единого налога за каждого наемного работника, насколько можно понять, сохраняется.


Приведем некоторые цифры. В настоящий момент ЧПЕН с «полным боекомплектом», т.е. десятью допустимыми наемными работниками, должен в месяц заплатить общий единый налог в сумме 1200 грн. ЧПЕН с двумя допустимыми по проекту Налогового кодекса работниками сейчас платит 400 грн. суммарного единого налога, а после введения кодекса при максимальной ставке будет платить 900 грн. — как говорится, почувствуйте разницу. Еще раз повторим: в подавляющем большинстве случаев будет установлена именно максимальная ставка — 600 грн.
Но и это еще не все. Для ряда видов деятельности, например для компьютерщиков и программистов, вводится повышенная ставка налога — 1200 грн., а с двумя наемными — 2400 грн. Если ведешь деятельность не по месту регистрации, то ставка еще больше — 1500 грн., а с двумя наемными — 3000 грн., и это уже полный маразм: выходит, если ты ведешь хоздеятельность в своем дворе или, на худой конец, в своем городе, то платишь 600 грн., а если выехал, например, из Киева в Белую Церковь к заказчику, то уже 1500. Где логика, а главное, где и на чем зарабатывать деньги, чтобы с двумя рабочими только единого налога в месяц платить 3000 грн.


А ведь, кроме единого налога, ЧПЕН должен будет платить все начисления, отчисления, пенсионные и соцстрахи за себя и за наемных, а также подоходные налоги за наемных. Не совсем точные подсчеты дают приблизительный порядок ужасающих цифр. При «минимально-максимальной» ставке единого налога в размере 600 грн. ЧПЕН «сам для себя» в месяц будет обходиться в сумму около 1100 грн., а если он возьмет двух наемных, то к этой цифре нужно добавить еще около 1000 грн., если официально показывать только минимальную зарплату наемным, итого — более 2000 грн. в месяц! Если же ЧПЕН выехал «подкалымить» в соседний населенный пункт, то цифры станут еще более катастрофическими: около 2000 грн. для «сам для себя» и около 4500 для ЧПЕНа с двумя наемными. Во-первых, где взять такие деньги? А во-вторых, гарантированы бурный рост теневой экономики и криминализация мелкого предпринимательства! Впрочем, Миша Бродский нагло заявляет, что «чепки» так много зарабатывают и так жирно обжираются, что должны поделиться якобы с сирыми и убогими, а реально — с государством. Интересно, что своим друзьям-олигархам Миша такого не говорит, наверное, во избежание проблем...


Но и это еще не все. Радикально ограничивается номенклатура видов деятельности, которым запрещено использовать упрощенную систему. Среди них: операции с недвижимостью, включая аренду, реклама, торговля сэконд-хэндом, финансовая деятельность, бухгалтерский учет, аудит, юридическая деятельность, консалтинг. Кое-что из этого, может быть, даже и справедливо... Но, допустим, сэконд-хэнд покупают беднейшие, много на этом не заработаешь, особых прибылей там нет, даже если «шмотки» ввезли бесплатно как «гуманитарку», и вообще развернувшаяся нынче титаническая борьба с сэконд-хэндом — это как раз в стиле Миши Бродского, который по степени адекватности весьма похож на Черновецкого... Операции с недвижимостью, может, и следует «поднапрячь», но после кризиса там полный застой, особых прибылей нет, но если раньше человек скромного достатка, имеющий лишнюю квартиру, мог пустить квартиранта законно, уплачивая единый налог в сумме 200 грн., то сейчас все это окончательно уйдет в тень.


Кроме того, ограничения на использование «упрощенки» выписаны таким образом, что их можно толковать по-разному. Например, большинство видов деятельности, связанных с разработкой, проектированием, техническими испытаниями, наладкой, иногда даже монтажом и ремонтом оборудования, по предлагаемому Налоговому кодексу можно протрактовать как какой-нибудь «консалтинг». В результате технические виды малого предпринимательства, равно как и вообще многие виды, требующие знаний, будут вытеснены с рынка. Это является давней и крайне негативной тенденцией: малый бизнес все более сводится к торговле на базаре и кустарному промыслу вроде ремонта обуви, изготовления ключей и штопанья порванных штанов...
Но и это еще не все напасти, грозящие ЧПЕНам в проекте Налогового кодекса. Неуклонно увеличивается и усложняется отчетность, что противоречит самой идее «упрощенки». Количество и сложность отчетности и без того возросли с тех пор, как ЧПЕНов обязали производить начисления на фонд зарплаты наемных работников и свои доходы, включая пенсионные, и ежеквартально или даже ежемесячно подавать об этом отчеты в Пенсионный фонд, соцстрах и фонд занятости. И это при том, что если в пенсионных отчислениях есть хоть какой-то смысл, то из соцстраха предприниматель никогда и ничего не получит — если он заболеет или травмируется, то соцстрах ему больничный точно оплачивать не станет!


Но проект Налогового кодекса обязует предпринимателя выступать так называемым налоговым агентом не только по наемным физлицам, но и по всем физлицам-контрагентам, вступающим с предпринимателем в любые гражданско-правовые отношения. Иными словами, точно так же, как предприниматель сейчас отчитывается во всех фондах за своих работников, он должен отчитываться за любых частных лиц, включая коллег-предпринимателей, которым уплачиваются деньги. С них теперь нужно будет удерживать и перечислять в бюджет налоги, подавать данные, вести бухгалтерский и налоговый учет, а он, как известно, у нас сложный и запутанный, и если невзначай что-то сделаешь неправильно, то попадешь под штрафы. Все это, как вы понимаете, лишняя головная боль, непомерные расходы, необходимость содержать бухгалтера и т.д.


Наконец, еще одна напасть, предусмотренная проектом Налогового кодекса. Во имя священной борьбы с уклонением от налогов предпринимателям на едином налоге запрещено получать более половины дохода за 3, 6, 9 или 12 месяцев от одного заказчика. А это может и вовсе поставить крест на многих бизнесах тех, кто, например, взял на обслуживание оборудование или подрядился произвести монтаж и наладку оборудования на одном-двух-трех объектах и стабильно работает с ними порой по нескольку лет. Это ударит прежде всего по тем, кто работает легально и получает оплату через банк, что можно проконтролировать. Для тех, кто работает в теневой сфере за наличные, это не страшно, ибо их не проконтролируешь. Словом, теневой сектор от таких «мудрых» решений только возрастет!


В целом такие похороны «упрощенки» вполне вписываются в общую канву действий регионалократии. Кратко это можно назвать так: заставить бедных платить как можно больше, а богатых — как можно меньше. В этом ряду — повышение тарифов на жилкомуслуги и цен на продукты и товары первой необходимости, уничтожение сэконд-хэнда, уменьшение налогов на крупные корпорации и неприкосновенность оффшорных схем ухода от налогов и так далее. Уничтожение «упрощенки» стоит в том же ряду...


Александр КАРПЕЦ

 

 

 

www.ua-banker.com

Статьи, размещаемые в данном проекте, перепечатываются из других источников без купюр и изменений. Ответственность за достоверность материалов проект не несет. Редакция проекта и Лупоносов А.В. могут не разделять точку зрения автора данных публикаций.

 

 

www.ua-banker.com

Просмотров: 2153
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
Показать комментарии (0) Скрыть комментарии Обновить
Спасибо!
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:
Повторите изображенный на картинке код*:
Защитный код