Клиенты начали жаловаться на любопытство банков, и даже закрывать счета
Клиенты начали жаловаться на любопытство банков, и даже закрывать счета
18 октября 2011 | 15:15

Старший партнер адвокатской компании «Кравец, Новак и партнеры» Ростислав Кравец прокомментировал  ситуацию со сбором банкирами информации о клиентах: 

— Ростислав, последние несколько недель банкиры начали рассылать по клиентам информационные запросы об их деятельности и собственности, ссылаясь на постановление Нацбанка № 22 (этим документом регулятор обязал банки подать в НБУ дополнительные данные о клиентах). Насколько требование центробанка соответствует действующему законодательству?

— В данном случае Национальный банк действовал в соответствии со своими полномочиями. Целью данного постановления было привидение нормативно-правовых актов НБУ в соответствие с законом «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» принятому в новой редакции еще в мае 2010 года, в части финансового мониторинга и связанного с этим идентификации клиентов.

— Какую именно информацию и на каких условиях имеет право получать Нацбанк?

— Согласно закону «О Национальном банке», для осуществления своих функций НБУ вправе бесплатно получать от банков, банковских объединений и юридических лиц, получивших лицензию Нацбанка, а также от лиц, в отношении которых центробанк осуществляет надзорную деятельность (по закону «О банках и банковской деятельности»), информацию об их деятельности. А также пояснения по поводу полученной информации и проведенных операций.

— Что грозит банкам за не предоставление сведений о клиентах?

— По закону «О банках и банковской деятельности», в случае нарушения банками или другими лицами, которые могут быть объектом проверки Нацбанка, профильного законодательства либо нормативно-правовых актов НБУ, регулятор вправе применить меры воздействия — от письменного предупреждения и заканчивая отзывом банковской лицензии.

Помимо этого, по закону «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма», за не предоставление (несвоевременное предоставление), нарушение порядка представления или представления специально уполномоченному органу недостоверной информации о финансовых операциях, предусмотрен штраф. Его размер может достигать 34 тыс. гривен.

— Для чего, с вашей точки зрения, НБУ нужна информация о клиентах банков?

— Целью постановления регулятора является идентификация клиентов и мониторинг рисков, связанных с отмыванием средств полученных преступным путем либо финансированием терроризма. Однако банки используют данный повод для того, чтобы получить, как можно больше информации от клиента. И в дальнейшем иметь возможность оценивать финансовые риски по работе с ним.

В постановлении НБУ № 22 установлен срок в течении которого банки обязаны привести идентификацию: для клиентов с высоким уровнем риска, который был определен по состоянию на день вступления в силу закона, в течение двух месяцев со дня вступления в силу, т. е. до 22 июня 2011 года. Идентификация же остальным клиентов должна пройти в течение шести месяцев со дня вступления в силу документа, т. е. до 22 октября 2011 года.

— Что могут предпринять банки в судебном или другом порядке в отношении банков, предоставляющих информации о них?

— За незаконный сбор с целью использования или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, а также за разглашение коммерческой или банковской тайны, Уголовным кодексом предусмотрена ответственность начиная со штрафа от 3,4 тыс. гривен и заканчивая лишением свободы на срок до двух лет.

— Имеют ли банки право отказывать клиентам в предоставлении каких-либо услуг, в случае отказа предоставить информацию о себе (например, не выдавать наличные через банкоматы)?

— Законом «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» предусмотрено право банка, в случае непредставления клиентом, с которым установлены деловые отношения, необходимой информации для идентификации и изучения финансовой деятельности, отказать ему в проведении дальнейших финансовых операций. Это будет касаться любых операций клиента.

Помимо этого банк обязан будет сообщить об этом в течении одного рабочего дня специально уполномоченный орган в сфере финансового мониторинга. В моей практике, пока таких случаев не было, но я не исключаю, что в связи с агрессивным поведением банков и попыткой получить дополнительную информацию, не предусмотренную в постановлении правления НБУ «О внесении изменений в Положение об осуществлении банками финансового мониторинга», они могут появиться.

Пока ко мне обратились лишь несколько человек с жалобой на Райффайзенбанк Аваль: по их словам, банк пытается заставить их слишком широкий перечень информации. Еще один клиент этого же банка недавно сообщил мне о том, что закрыл карточный счет из-за того, что финучреждение затребовало у него слишком уже подробную информацию о его имуществе.

 

 

 

www.ua-banker.com

Статьи, размещаемые в данном проекте, перепечатываются из других источников без купюр и изменений. Ответственность за достоверность материалов проект не несет. Редакция проекта и Лупоносов А.В. могут не разделять точку зрения автора данных публикаций.

 

 

www.ua-banker.com

Просмотров: 2197
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
Показать комментарии (0) Скрыть комментарии Обновить
Спасибо!
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:
Повторите изображенный на картинке код*:
Защитный код