Комитет по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности рекомендует Верховной Раде принять за основу проект Закона № 4334, которым за невыдачу депозита по первому требованию предлагается наказывать штрафом или лишать свободы на срок до пяти лет.
Не рассматривая такую инициативу с позиции ее целесообразности, стоит обратить внимание на перспективы применения этой нормы на практике.
Итак, проектом предлагается наказывать за умышленное нарушение условий договора банковского вклада (депозита), повлекшее за собой невыдачу банковского вклада и процентов по первому требованию вкладчика, совершенное работником (укр. - "службовою особою") банка.
Как известно, состав любого преступления характеризуется совокупностью четырех элементов: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона. Если при квалификации преступления отсутствует хотя бы один из этих элементов, о преступлении, виновных и привлечении кого-либо к ответственности говорить не приходится.
Субъект. Кто преступник? В условиях кризиса решение о запрете на выдачу депозитов принимается руководством банка (коллегиально), причем отчасти на основании "намеков" со стороны Нацбанка. Достаточно вспомнить письмо регулятора от 06.12.2008 № 22-310/946-17250, которым обязанность банков "уживати всіх необхідних заходів щодо забезпечення позитивної динаміки зростання обсягів депозитів (передусім у національній валюті України) з метою недопущення дострокового повернення коштів, розміщених вкладниками" была истолкована как запрет осуществлять досрочный возврат депозитов. При этом конкретному вкладчику в выдаче депозитов отказывают не Нацбанк или руководство банка, а рядовой клерк, который исполняет решение своих руководителей.
Субъективная сторона. Кто виноват? Вопрос, который также должен быть решен в ходе производства по уголовному делу. Банковская деятельность, как и любая другая, связана с рисками, ведь банк - это организация, которая на основании лицензии НБУ от своего имени, на своих условиях и на свой риск осуществляет определенные операции, в том числе и привлечение денежных средств физических и юридических лиц (ст. 2 Закона Украины "О банках и банковской деятельности"). Невозможность удовлетворить требования вкладчиков связана с финансовыми проблемами банка, из-за которых в конце концов банк может быть ликвидирован (глава 16 Закона). В таких условиях установить прямой умысел в нарушении условий конкретного договора, мягко говоря, весьма затруднительно.
Так что в случае принятия закона в редакции предложенного проекта в Уголовном кодексе просто появится еще одна "мертвая" норма.
www.ua-banker.com
- КРУГЛИЙ СТІЛ ЩОДО ОБГОВОРЕННЯ ПРОМІЖНИХ РЕЗУЛЬТАТІВ НА ТЕМУ «ОПИТУВАННЯ СЕРЕД СТУДЕНТІВ ЩОДО ЗАПОБІГАННЯ ПРОЯВАМ КОРУПЦІЇ В УНІВЕРСИТЕТІ» - Криворучко Лариса
- Экс-главу ГФС Насирова взяли под стражу с рекордным залогом: детали или причем тут Олег Бахматюк
- Галина Янченко: Національна інвестиційна рада допоможе бізнесу розібратись з наслідками війни
- Карта или наличка? Как не остаться без денег в случае нового вторжения РФ в Украину
- Гривна переоценена в разы и никакой БигМак нам не поможет…