Депозиты и банки. Фонд гарантирования вкладов ничего не гарантирует
Депозиты и банки. Фонд гарантирования вкладов ничего не гарантирует
22 июля 2016 | 00:15

За два года НБУ вывел с рынка свыше 70 банков. Все они участвовали в системе Фонда гарантирования вкладов физлицам (ФГВФЛ), и на всех распространяется гарантия возврата депозита физлица до 200 тысяч гривен, если банк будет признан неплатежеспособным.

 

Только в апреле — мае т.г. Нацбанк вывел с рынка несколько банков, которые вполне могли бы работать, в случае своевременной помощи регулятора в виде рефинансирования. Но, "доктор сказал в морг, значит в морг", и несколько банков были признаны неплатежеспособными. Значит, вкладчики банков-банкротов пойдут за вкладами до 200 тысяч грн не в банки, а в Фонд гарантирования вкладов. Найдутся ли там деньги для расчетов? 

 

Фонд гарантирования больше не гарантирует

 

ФГВФЛ несет огромные убытки и больше не может брать кредиты. Об этом недавно сообщил директор-распорядитель ФГВФЛ Константин Ворушилин.  

 

"Убытки Фонда на сегодняшний – больше 70 млрд грн. Фонд уже не может брать заимствования – они платные и стоят 12%", – сказал он. Поэтому ФГВФЛ продлил на год процедуру ликвидации нескольких банков-банкротов.

 

Оценки эксперта В июне ФГВФЛ отчитался о выплате более половины гарантированных средств вкладчикам банка "Крещатик". Кстати, вслед за ним НБУ признал банкротом "Фидобанк", и в принял решение о его ликвидации. Вокруг банка "Михайловский" развернулся целый детектив, который закончился признанием банка неплатежеспособным, однако, интрига продолжается.

 

ФГВФЛ не спешит рассчитываться с вкладчиками банка, и ситуация становится скандальной.

 

Журналист Александр Дубинский на своей странице в Facebook отметил, что многие вкладчики банка "Михайловский" не находят себя в списках фонда на возмещение вкладов.  

 

"Фонд гарантирования вкладов отчитывается, что выплатил уже 81 млн грн вкладчикам банка "Михайловский". Но при этом пресс-служба Фонда скромно умалчивает о том, какое количество вкладчиков банка с текущими счетами и срочными депозитами (которые не имели отношения к схеме с финансовыми компаниями) не нашли себя в списках на выплату. По моим данным, таких — около 2000 (!) человек, данные которых ликвидатор банка Ирклиенко потерял, когда вручную пытался вычистить из базы данных банка информацию о счетах клиентов финансовых компаний, деньги которых "перебросили" на банк перед его банкротством", — сообщил Дубинский.

 

 Главный редактор портала ua-banker.com Алексей Лупоносов отмечает, что Фонд гарантирования вкладов давно стал банкротом.

 

"Фонд гарантирования вкладов уже ничего не гарантирует. Фонд создавался на принципах большой страховой компании. На тот момент существовало 152 банка, и было решено, что они делают небольшие платежи, формируя некий страховой фонд, которого должно было хватить, если с рынка выведут несколько банков. Пополнение ФГВФЛ происходило как у страховой компании, фонд имел резерв прочности на случай падения трех-четырех банков четвертой категории. Но когда начали падать первоклассные банки, Фонд прибегнул к тому, чтобы просить денег у государства", — сказал Лупоносов.

 

Эксперт также напомнил, что НБУ недавно признал банкротство банков "Крещатик", "Михайловский" и "Фидобанк", хотя, чтобы спасти эти банки нужен был миллиард гривен докапитализации. Но регулятор их обанкротил.

 

"Соответственно, теперь, чтобы выплатить  депозиты, которые попадают под гарантии, теперь нужно 8 миллиардов гривен. Откуда брать деньги? Правительство дает ФГВФЛ кредит, попросту печатая деньги. Но тут появляется другая проблема. Курс доллара стабилизировался на отметке 24,5 грн за доллар, и как только начнутся массовые выплаты депозитов обанкротившихся банков, люди сразу же массово побегут в обменники менять гривны на доллар", — подчеркнул аналитик.

 

В то же время, добавил он, ФГВФЛ изначально  не был рассчитан на массовые банкротства банков, поэтому, де-факто Фонд — банкрот.

 

 "Рассказы о продажах какого-то имущества, чтобы возместить часть убытков государству, — тут тоже большой вопрос. По факту, тот же банк "Михайловский", "Укринбанк" — там уже ничего не осталось (ликвидных активов), когда туда заходил фонд. Что они будут реализовывать? Поломанные стулья и вывески? Такая печальная ситуация, что уже начались попытки отменить гарантированное возмещение вкладов. Поэтому сегодня мы наблюдаем такие ситуации, когда у Фонда нет ни денег ни желания выплачивать наличные деньги вкладчикам обанкротившихся банков, чтобы курс доллара не вырос, он начинает заниматься тем, что отказывает в выплатах, «не находит» вкладчиков в списках или пытается признать депозитные договоры ничтожными, не подлежащими выплате", — констатировал Лупоносов.

 

Страна постоянного банкопада

 

Банкротство банков, с легкой руки главы НБУ Валерии Гонтаревой и ее сподвижников, стало делом обыденным — за два года закрыты 78 банков, и, увы, окончания истории пока не видно.

 

Эксперт в банковской отрасли Игорь Шевченко утверждает, что "на выходе" еще полтора десятка банковских учреждений.  "Потенциально два десятка финансовых учреждений банковских находится в зоне повышенного риска, назовем это так. Это не значит, что все из них будут ликвидированы, что-то с ними произойдет. А механизм слияния, который НБУ предлагал для банков, он не то, что не существует, но в том формате он, к сожалению, не жизнеспособен, потому что растягивается во времени от года до полутора лет", — прогнозирует Шевченко.

 

Последствия для экономики от "банкопада" катастрофичны. Тем более, если учесть, что многие банки можно было спасти.

 

 "Например, банк "Юнисон" (объявлен банкротом), принадлежал бывшему регионалу. Он не обманывал вкладчикам, соблюдал требования НБУ к капиталу банка…. "Фидобанк" — инновационный банк, который столкнулся с кризисом ликвидности. Ему просто нужно было выдать стабилизационный кредит на 300-400 миллионов гривен, и банк продолжал бы работать. У них была хорошая клиентская база, не было невозвратных кредитов или плохого портфеля.. То же самое — с банком "Крещатик", там чуть-чуть докапатилизировать и банк продолжал бы работать. Но его берут, и закрывают", — констатирует Алексей Лупоносов.

 

Эксперт допускает, что все эти действия направлены на стабилизацию курса. "По-моему (в Нацбанке) просто боятся, что люди по окончании депозитов и фирмы начнут покапать доллар. Поэтому закрывают банки, там пропадают деньги бизнеса на расчетных счетах. А мы кричим, что у нас сейчас доллар не растет", — добавил эксперт.

 

По мнению Лупоносова, не исключено, что средства, которые остались в обанкротившихся банках, могут использоваться для расчетов по внешним обязательствам.

 

"Все закрытия банков, мне лично кажется, происходят из-за того, что правительству нужно откуда-то брать деньги на погашение кредитов МВФ и не допускать рост доллара, вот они этим и занимаются, конфискуя деньги у населения и бизнеса. И рассчитываясь таким образом с МВФ. Но если бы они могли смотреть чуть дальше, то увидели бы, что закрытие каждого банка приводит к закрытию предприятий. Фирмы теряют свои деньги в обанкротившихся банках. Многие участники рынка уходят в тень: все понимают, что в банке открывать счет — это большая лотерея", — отметил Лупоносов.

 

Банковская система тем временем балансирует на грани. Пессимисты говорят, что еще одно банкротство любого системного банка просто обвалит всю банковскую систему Украины. Интересно, что по этому поводу думают в Нацбанке?

 


Наталья Печорина, РИА Новости Украина
РИА Новости Украина:http://rian.com.ua/analytics/20160721/1013526598.html

 

 

 

 

www.ua-banker.com

Просмотров: 14424
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
Показать комментарии (0) Скрыть комментарии Обновить
Спасибо!
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:
Повторите изображенный на картинке код*:
Защитный код