Еще раз о похоронах “упрощенки” и некоторых аспектах этого ритуала
Еще раз о похоронах “упрощенки” и некоторых аспектах этого ритуала
20 ноября 2010 | 09:00

По мере того как с проволочками в принятии Налогового кодекса затягивается агония, сопровождающая похороны упрощенной системы налогообложения и отчетности для мелкого бизнеса, сей акт из сферы ритуально-похоронных услуг все более перемещается в область патологического садомазохизма, что лишний раз свидетельствует о “наклонностях” действующей власти. В плане ответной реакции это пока что привело к некоторой активизации так называемого гражданского общества в виде движения мелких предпринимателей за свои права. Несколько организаций, отстаивающих интересы малого и среднего бизнеса, сумели наконец преодолеть отечественную болезнь “многогетманщины”, объединились и организовали под Верховной Радой довольно шумные акции протеста, включающие в себя в том числе битье в кастрюли и прочую кухонно-металлическую посуду. Очевидно, шуму оказалось много, и отдельные представители власти, на удивление, даже обратили на него внимание, правда, в присущей им “донецкой манере”. Новоиспеченный глава профильного комитета парламента Виталий Хомутынник в ряде телеинтервью несколько раз подчеркнул, что все проблемы мелких предпринимателей якобы уже успешно решены или находятся в стадии скорого успешного разрешения, якобы к удовольствию лидеров предпринимательского движения, а под парламентом, дескать, “бузит” некий контингент, нанятый политическими оппонентами регионалов, дабы омрачить честный, а главное интеллигентный облик “отечественного регионализма”, денно и нощно пекущегося не о своих капиталах, а токмо о счастье народа, включая мелких бизнесменов.

 

В свою очередь вице-премьер Борис Колесников пошел еще дальше и в интервью “Газете по-киевски” (№210 5.10.2010) высказался в том смысле, что от принятия Налогового кодекса мелкий бизнес вообще ничего не потеряет, ибо планировавшиеся ограничения объемов реализации до 300 тыс. грн. якобы вводить не будут и оставят 500 тыс. (как будто это только одна проблема! — А.К.), а под окнами Рады, дескать, “бузят” и вовсе не предприниматели, а провокаторы, нанятые “подлыми оптимизаторами”, использующие упрощенку для ухода от налогов. Колесников забыл упомянуть о еще более подлых “оффшорниках”, выводящих из-под налогов такие миллиарды долларов, которые упрощенцам и не снились по причине их мелочности. Фигурирование Колесникова, являющегося, как известно, “министром по футболу”, в других вопросах, к футболу явно не относящихся, наталкивает на мысль, что на футбольных полях его широкой натуре слишком тесно, и, вероятно, по причине этой широты он недавно, играясь, яко дитя малое, в водителя автобуса ЛАЗ, изрядно помял милицейскую машину, известную как “мусоровоз”.

 

Но всех превзошел глава Госкомпредпринимательства Миша Бродский. Он — не “донецкий”, он даже “слишком киевский”, а потому хорошо известен в столице — как бы это помягче? — “переизбытком адекватности”. На своей странице в интернете он посоветовал мелким бизнесменам, протестующим против фактического удушения упрощенки, не биться головой о различные предметы, включая компьютерный монитор и, очевидно, кастрюли, в которые протестующие колотят под Радой. После этого люди, многие годы следящие за политическими событиями в стране, со злорадной тоской вспомнили о “благословенных” временах покойного министра внутренних дел Юрия Кравченко, который заставил Мишу биться головой о тюремные нары, и только протестующая общественность спасла сего “мизерабля” от вдыхания ароматов тюремной параши, избрав его на свою голову депутатом в Раду! Впрочем, вернемся к налогам...

 

Принятие Налогового кодекса (НК) затянулось до неприличия, что лишний раз говорит о высоком “проФФесионализме” правящей ныне власти. После каждой из примерно пяти “презентаций” проектов кодекса для второго чтения вдруг оказывалось, что в проекте необходимо учесть еще несколько тысяч поправок и замечаний, а это влекло за собой очередную отсрочку рассмотрения проекта в парламенте. На прошедшей пленарной неделе, начавшейся 1 октября, рассмотрение опять отложили на пленарную неделю с 15 октября, что вызвало у публики уже даже не смех, а кривые ухмылки. Поскольку до светлого новогоднего праздника и планируемой вслед за ним “новой налоговой эры” осталось всего полтора месяца, а народ до сих пор “ни ухом, ни рылом”, как и по каким налогам нужно будет жить после выхода из затяжной новогодней “попойки”, то очевидно, что нынешней власти “регионал-реформаторов” надо было честно признать: четкого плана налоговых реформ она не имеет, потому следует оставить пока с налогами все, как есть, и спокойно продолжить работу над НК с тем, чтобы ввести его, например, с 2012 года, если так уж припекло менять налоги вообще. Уже и многие вменяемые эксперты заговорили об этом, тем более что, по всем законам и правилам приличия, объявлять о смене налоговых правил принято не позднее чем за полгода до ввода их в действие.

 

Ведь для того, чтобы жить по новой налоговой системе, необходимо ее изучить, подготовить массу подзаконных актов, ибо известно, что в нашей стране все делается не по законам, а по нормативным документам, разъясняющим то, что написано в налогах так, как это выгодно тем, кто законы писал, но по причине присущим нашей “элите” тупости и разгильдяйства сделал это как попало. Необходимо, чтобы работники налоговых инспекций успели “врубиться” в новую законодательную базу по налогам. Наконец, нужно компьютерные программы типа “1С-Бухгалтерия” перенастроить, а это дополнительное время и деньги. И многое-многое другое...

 

К упрощенной системе это также имеет самое непосредственное отношение. Ведь, согласно ныне пока действующему указу Кучмы об упрощенной системе, имеющему силу закона, частный предприниматель, желающий в следующем году или как минимум в первом квартале следующего года работать на едином налоге, должен до 15 декабря года нынешнего подать в налоговую инспекцию по месту жительства и регистрации заявление о таком желании, присовокупив к оному заявлению копию платежного документа, свидетельствующего о том, что соискатель “высокого звания” упрощенца оплатил единый по сути фиксированный налог наперед хотя бы за один месяц следующего года, в данном случае за январь 2011-го. В противном случае предприниматель лишается права работать на упрощенке как минимум до начала второго квартала, конечно, если он подаст указанное заявление и осуществит оплату до 15 марта. Теперь смотрим на календарь... До указанного предельного срока, т.е. до 15 декабря, остался месяц, а еще никто ничего не знает: какова система работы на едином налоге, его оплаты и получения свидетельства плательщика этого налога? какова ставка налога в зависимости от вида и места деятельности? и стоит ли вообще переходить на единый налог, если ставки будут такими, как их обещают, или лучше уходить в тень, а то и вовсе “закрываться”, ибо многие виды деятельности с прозрачной работой и оплатой через банк в тень не уведешь, а по-другому оно работать не будет? какие виды деятельности останутся разрешенными для работы на едином налоге, а какие нет? Последний вопрос является весьма актуальным, ибо, по действующему ныне указу, упрощенец может заниматься где угодно и чем угодно, кроме игорного бизнеса, торговли подакцизными товарами, изделиями из драгметаллов и подобных видов деятельности, что большинство предпринимателей не затрагивает, давая им возможность кое-как зарабатывать на хлеб и иногда даже на кусочек колбаски к нему.

 

Кстати, эта же проблема касается не только мелких бизнесменов, но и работников налоговых инспекций, которые, начиная с 1 декабря, должны начать прием заявлений на единый налог. Остались две недели, а доблестные сотрудники налогового ведомства пребывают в неведении, с кого и за что брать единый налог, какова и для кого его величина, а кого к единому налогу теперь нельзя подпускать и близко...

 

Но тут на сцене появился “эффективный менеджер” Азаров Н.Я., с тупым упорством прокричавший, аки Ленин с броневика, зажигательный лозунг: даешь Налоговый кодекс уже в ноябре и бюджет на базе этого кодекса в декабре! Иными словами, поддадим стране угля, хоть и мелкого, но до х... пардон, в смысле — дадим стране уголь крайне плохого качества и весьма низкой калорийности, но очень много! Словом, “донецкие” — что с них взять... На четверг, 11 ноября, аккурат за пять дней до предполагаемого рассмотрения, включая выходные, запланировали очередную “презентацию новой редакции второго чтения кодекса” объемом свыше аж полтыщи страниц текста, что вызвало у большинства заинтересованных лиц бурный поток ненормативной лексики.

 

На момент написания этого материала окончательная картина того, что “регионал-реформаторы” готовят для упрощенцев, так и не стала ясной. На телеэкранах только периодически мелькал вышеупомянутый В.Хомутынник, заверявший широкую общественность в том, что большинство претензий предпринимателей якобы уже снято, а оставшиеся вот-вот будут сняты, причем на правительственном уровне. Но поскольку ничего конкретного ни Хомутынник, исполняющий в Раде роль “мальчика на налоговых побегушках”, ни его вышестоящие патроны из правительства по сути не сказали, то приходится подытожить факты, поступающие в информационное пространство по неофициальным каналам.

 

Прежде всего следует отметить, что “футболист” Б.Колесников не зря акцентирует внимание общественности на том, что, вопреки прежним планам по сокращению максимального объема реализации товаров, работ, услуг упрощенцев до 300 тысяч грн., решено оставить этот параметр на уровне нынешних 500 тысяч, правда, якобы при наличии кассового аппарата, который вроде бы даже установят за счет государства. Во-первых, это хорошо характеризует “высокий” уровень понимания Колесниковым сути проблемы. Во-вторых, объем реализации является не столь значимым, особенно если это касается работы за наличные где-нибудь на базаре, а еще лучше на крупном опте за наличные, когда клиентура — “все свои”, и никакой кассовый аппарат этому не мешает. Ограничение объема затронет лишь тех, кто работает прозрачно через банк, например, на крупном опте при минимальной рентабельности — словом, пострадают, как всегда, честные, и нужно быть Колесниковым и Бродским, причем “на всю голову”, чтобы этого не понимать. Но повторимся, это не самое главное, ибо очень многие предприниматели до 300 тысяч в год не дотягивают, не говоря уже о 500 тысячах.

 

Намного более страшны, особенно для самого мелкого бизнеса, планы по радикальному повышению ставки единого налога, являющегося по сути фиксированным налогом, который платится частным предпринимателем независимо от того, каков его месячный оборот и доход и есть ли они у него вообще. Напомним: на данный момент налог в большинстве случаев составляет 200 грн. плюс по 100 грн. за каждого наемного работника числом не более 10, и если, к примеру, в течение определенного периода доход крайне мал или отсутствует вообще, то это еще как-то можно вынести. К тому же сейчас в состав этого налога входят смешные 84 грн. отчислений в Пенсионный фонд.

 

Теперь же минимальная ставка налога планируется в размере 600 грн. в месяц, причем в ее состав отчисления в Пенсионный фонд не входят, и к этой сумме придется добавлять отчисления, составляющие в данный момент свыше 300 грн. Таким образом, только за себя предприниматель будет платить около 1000 грн. в месяц, а если у него имеются наемные работники, то намного больше, правда, количество наемных собираются существенно сократить до 2 человек, что, кстати, резко сократит и рабочие места. А такие суммы ежемесячных выплат “не потянут” очень и очень многие предприниматели, особенно если малым бизнесом они занимаются для подработки от случая к случаю, когда есть объем работ. А ведь далеко не всегда удается заработать в месяц ту самую 1000 грн., которую теперь надо будет отдавать в бюджет!

 

Кстати, возникает вопрос об “обязаловке” платить пенсионные отчисления в тех случаях, когда предприниматель имеет еще и место постоянной работы, где ему начисляют пенсионные взносы, или когда это пенсионер, на пенсию уже заработавший. Почему эти люди должны платить еще раз, если они уже заплатили?

 

Но и 600 грн. в месяц — еще не предел. Для некоторых видов бизнеса, которые “регионал-реформаторы” отчего-то считают сверхприбыльными, ставка налога может повышаться до 1000—1200 грн., и это еще без пенсионных взносов. К разряду “очень прибыльных” видов бизнеса, наряду с юридической практикой, бухгалтерскими и аудиторскими услугами, оптовой торговлей и торговлей вообще, отнесен также некий “инжиниринг”. Суть этого модного словечка разъяснять никто не берется, но по всему видно, что под него подгонят любой технологический, проектно-изыскательский, конструкторский и просто технический вид деятельности, вплоть до ремонтных, монтажных и пусконаладочных работ. Таким образом, упрощенную систему разного рода умники типа Азарова и Тигипко да Колесникова с Бродским стремятся загнать в “гетто” базарной торговли и кустарного бизнеса вроде ремонта обуви и лужения кастрюль.

 

К тому же многие виды деятельности, ранее абсолютно законно существовавшие на едином налоге, планируют вообще выбросить из сферы упрощенки, что маргинализирует ее еще больше, а также ухудшит положение с занятостью квалифицированных людей.

 

Особым цинизмом отличается предполагаемая норма о том, что в случае, если частный предприниматель ведет деятельность не по месту регистрации, т.е. не в том населенном пункте, где он проживает, то ставка налога увеличивается до 1500 грн. Выходит, если предприниматель в поисках заработка из Киева отправился в Переяслав-Хмельницкий или наоборот, то налог ему установят в два с половиной раза выше. Кроме того, есть планы установить размер налога в зависимости от населенного пункта и численности проживающих в нем. Это уже получится налогообложение не доходов, а месторасположения, места жительства и перемещений в пространстве — словом, очередное “донецкое извращение”...

 

Кроме того, планируются еще некоторые мелкие и крупные гадости, которые усложнят работу упрощенцев или вовсе похоронят упрощенку. Предлагается возложить на частных предпринимателей-упрощенцев функции так называемых налоговых агентов по отношению ко всем контрагентам-предпринимателям, включая подачу отчетности по персоналу, что усложнит отчетность и нивелирует систему как упрощенную.

 

А главное, планируется запретить упрощенцам получать более половины общего дохода от одного из контрагентов в целях священной борьбы с уходом от налогов, а иначе нужно наниматься к нему в штат, что ведет к необходимости иметь минимум трех заказчиков, ибо если их меньше трех, то один из них будет создавать более половины дохода. Это абсолютно иезуитская норма, ликвидирующая прежде всего прозрачный бизнес с оплатой через банк, ибо тем, кто “наличманит”, эта норма “по барабану”. А если человек не хочет идти в “наймиты”, т.е. в штат? А если в штат не берут, ибо зачем фирмам лишний персонал с вытекающими отсюда проблемами в виде социальных отчислений и ответственности, когда есть работа — наняли по договору и официально заплатили через банк, а нет работы — иди гуляй и жди, когда работа и деньги на ее оплату появятся.

 

Недавно на каких-то “заседульках” премьер Н.Азаров, сурово двигая бровями, заявил, что, дескать, нельзя, чтобы несколько миллионов человек в стране стояли на базарах, имея в виду мелкий бизнес. Так ведь Азаров и банда, приведшая его к власти, больше всех сделали для того, чтобы разрушить промышленность и крупнотоварное сельское хозяйство, за исключением разве только предприятий по производству экспортного сырья и полуфабрикатов, обогащающих олигархию. На сегодняшний день, по некоторым оценкам, примерно 1,3 млн. частных предпринимателей создали, кроме себя, еще около 1,2 млн. рабочих мест, и далеко не все они на базаре, хотя базар, конечно, превалирует.

 

После “регионал-реформаций” в налоговой области большинство этих мелких бизнесов — прежде всего бизнесов “небазарных”, ибо на базаре за “наличкой” от многих неприятностей можно кое-как скрыться! — будет разрушено. Это приведет к сокращению рабочих мест и/или теневым трудовым отношениям без всяких налогов вообще плюс криминал, который на этом буйно расцветет, — таковыми будут последствия донецкого “дебил-менеджмента”!

 

 

 

 

www.ua-banker.com

Статьи, размещаемые в данном проекте, перепечатываются из других источников без купюр и изменений. Ответственность за достоверность материалов проект не несет. Редакция проекта и Лупоносов А.В. могут не разделять точку зрения автора данных публикаций.

 

 

www.ua-banker.com

Просмотров: 3699
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
Показать комментарии (0) Скрыть комментарии Обновить
Спасибо!
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:
Повторите изображенный на картинке код*:
Защитный код