Украина на пути к банкротству: размышления с калькулятором в руках
Украина на пути к банкротству: размышления с калькулятором в руках
4 января 2011 | 01:20

Не за горами 1 января 2011 года – начало эпохи, когда перед всем бизнесом, со слов, составителей нового налогового кодекса, откроются врата «налогового рая».

 

Много энергии потратили «мудрые» реформаторы экономики, убеждая «несмышленых» представителей малого и среднего бизнеса в том, что им не надо бояться наступления времени «Ч», т. к. эти нововведения, мол, направлены на всемерное развитие и поддержку не только крупного, но и их бизнеса. Смогли ли они успокоить мятущиеся души несознательных мелких коммерсантов (кстати, являющихся «локомотивом» экономики любой высокоразвитой страны) и убедить их в том, что они не будут поглощены и «сожраны» крупными бизнес-акулами?

 

Чем ближе дата вступления в действие нового Налогового кодекса, уничтожающего упрощенную систему налогообложения и многократно повышающего налоги для малого и среднего бизнеса, тем большее количество представителей малого и среднего бизнеса задаются вопросом, смогут ли они при таких налогах продолжать свое существование? Если не смогут - что делать дальше?

 

Наряду с основной головоломкой, их, как граждан Украины, не может не волновать и вопрос: «При таком уровне разрушения мелкого и среднего бизнеса, а значит и среднего класса, не уготована ли его родному государству в недалеком будущем участь экономического и политического банкрота?».

 

Если ответ на второй вопрос мы оставим на рассмотрение самих сограждан, то первый вопрос попытаемся рассмотреть подробнее.

 

Так как наши государственные мужи в своих аргументациях, конечно, не «заморачивались» цифровой аналитикой, попробую я заполнить этот пробел и внести некоторую ясность в сущность налоговых нововведений, ожидающих предпринимателя- единоналожника, вынужденного с нового года перейти на общую систему налогообложения.

 

Может приведенные реальные цифры по налоговой нагрузке «откроют глаза» не только тем, кому необходимо выполнять эти законы, но и тем, кто их составляет и голосует за их принятие…. Исходя из многочисленных интервью, данных представителями истеблишмента, у меня сложилось впечатление , что они имеют весьма смутное представление об уровне налогового пресса в их родной стране.

 

Так, как на сегодняшний день нет возможности ознакомиться с последними коррекциями проекта нового Налогового кодекса в части общей системы налогообложения, но, учитывая, то, что в первом варианте он не сильно отличался от существующей системы налогообложения, будем ей и руководствоваться (кроме ставок налога на прибыль).

 

Предваряя цифровой анализ, дадим некоторые определения терминов:

- доход для торговли – это общая наценка, полученная при реализации товара, т.е. разница между суммой денег, полученных от продажи товара и потраченных на приобретение его;

- при деятельности, не связанной с торговлей, доход исчисляется в виде разницы между суммой денег, полученных от клиента (заказчика) за приобретаемый им продукт коммерческой деятельности и потраченных предпринимателем на создание (приобретение, содержание) этого продукта.

 

Речь пойдет о предпринимателе, у котороговаловая выручка (касса!) составляет более 300 тыс. грн за год, вынуждающей его с нового года перейти с упрощенной системы на общую систему налогообложения.

 

Для простоты предположим, что у предпринимателя при валовой месячной выручке, равной 45 000 грн (540 тыс. грн в год) , «грязный» доход составил 15 000 грн (в торговле, при средней наценке в 50%, «грязный» доход и равен 15 000 грн/мес.). После уплаты всех эксплуатационных издержек и поборов (аренда, коммунальные платежи, издержки на содержание оборудования и пр.) в сумме 5 000 грн, остались искомые 10 000 грн. которые и составляют налогооблагаемую базу.

 

Если предприниматель не планирует увеличивать и расширять свой бизнес, а хочет максимальное количество денег направить на выплату з/п сотрудникам, ему необходимо заплатить 20% НДС (т.е. 10 тыс. грн*0,2= 2 тыс. грн.) и с оставшейся суммы – налоги на з/п. Налоги на з/п в нашей стране составляют 67,5% (!) от денег, получаемых «на руки». В результате, из оставшихся 8000 грн. необходимо в виде налогов заплатить 3223,9 грн, чтобы работники могли получить «чистыми» - 4776,1 грн. О заработке самого хозяина бизнеса в этой ситуации я скромно умалчиваю.

 

Если же предприниматель планирует увеличить объемы бизнеса (оборотные средства), что представляется гораздо более естественным, и на эти цели выделяет, например, 10% от налогооблагаемой базы, то его налоги будут составлять: 2000 грн – НДС ( 20%), 2820,9 – налоги на з/п (67,5% от денег, получаемых «на руки»), 200 грн - налог на прибыль (20% от суммы денег, оставшихся после уплаты НДС и налогов с з/п). В результате, на руки будет выдано 4179,1 грн и оборотные средства предприятия увеличатся на 800 грн.

 

Вывод:

 

- Для того, чтобы работники получили чистыми на руки з/п (4776,1 грн), предприниматель должен отдать государству суммарно 109,4% (5223,9 грн.) от этой зарплаты (!!). В случае прибыльной работы предприятия, налоговая нагрузка еще выше (на руки – 4179,1, налоги – 5020,9. Итого – налоги составляют 120,1% (!!!) от суммы з/п);

 

- При данной налоговой нагрузке (свыше 100%) и таких доходах, у бизнесмена нет шансов находиться в легальном бизнесе.

 

Выход – либо «уйти в тень», либо уменьшить величину з/п, либо сократить штат сотрудников, либо…. «расслабиться и прекратить свои бизнес- мучения».

 

Если крупному бизнесу эти налоги вполне «по карману» за счет объемов продаж продукции и монопольного положения на рынке, то представителям среднего, а тем более, малого бизнеса, в силу их специфики, потянуть такие издержки будет дано далеко не каждому. А если еще к этому прибавить кассовый аппарат и необходимость держать штатного бухгалтера в связи с усложнением бухучета, то картина для малого бизнеса получается вообще безрадостной.

 

На основании этих данных, уважаемый читатель может просчитать приблизительную сумму реальных денег, которыми может располагать член почетного племени мелких предпринимателей при выручке даже в 1 млн грн в год (83 тыс. грн/мес.), убедившись сам, что в случае честной оплаты всех налогов, сверхзаработками здесь и не пахнет.

 

Хотел бы обратить Ваше внимание на еще один интересный аспект. Идя в супермаркет и тратя свои 4776 грн., мы обязательно уплачиваем 20% НДС, на который увеличена стоимость товара в магазине и который с нас уже один раз «вывернули», уменьшая тем самым нашу з/п, т.е. «на лицо» факт двойного налогообложения.

 

В итоге, с нас удерживают в виде НДС еще 955 грн, оставляя нам лишь 3821 грн, т.е. в конечном итоге, государство из 10 тыс. грн дохода забирает в виде налогов 6179 грн или 162% (!) от тех денег, которые реально мы получаем на руки (3821 грн), т.е. «на одного с сошкой» – фактически «двое с ложкой». Интересно, не правда ли? Поэтому далеко не во всех странах (например, США) существует НДС.

 

И вот после этого ответьте мне – реально ли в этой стране рассчитывать на то, что предприниматель будет заинтересован честно работать? Справедлив ли такой пресс налогообложения для малого бизнеса? Не спровоцирует ли он резкое сворачивание малого и среднего бизнеса, а значит, сокращение количества представителей среднего класса – оплота стабильности общества?

 

Лично мои выводы однозначны:

 

1. Сокращение и уничтожение упрощенной системы налогообложения, а значит малого бизнеса – для государства «смерти подобно»;

2. Налоги при упрощенной системе налогообложения необходимо исчислять дифференцированно, в зависимости от финансовых результатов предпринимателя, предусмотрев соответствующую шкалу, в зависимости от вида деятельности (производство, торговля, услуги и т.д.);

3. Приняв решение о возобновлении режима стимулирования малого и среднего бизнеса, необходимо планку граничной выручки поднять до уровня не менее 1,8 млн грн, компенсирующего инфляционное обесценивание гривны с момента (28 июня, 1999 г.), когда был установлен предел граничной выручки в 500 тыс. грн (с 1999 года инфляция гривны составила около 260%, следовательно, «планка» граничной выручки должна составлять не менее 500тыс. грн + 260% = 1,8 млн грн).

 

P.S.

Видимо, устав постоянно нелепо выкручиваться, отвечая на аргументированную критику оппонентов в адрес проекта Налогового кодекса в части фактического уничтожения малого бизнеса, в масс-медиа начала просачиваться правдивая информация «из первых уст», не преукрашенная ложью их отеческой заботы о процветании малого и среднего бизнеса. Одна из них - выступление замминистра финансов Татьяны Ефименко на «Первом украинском налоговом форуме». Цитирую: «… паника представителей бизнеса хоть и понятна, но не обоснована, ведь государство живет за счет налогов. И чем больше собирается налогов – тем лучше живет государство, и в этом правительство видит свою основную задачу. ...Поэтому фискальная составляющая налоговой системы по наполнению госбюджета – основная функция ГНАУ, а все остальные – стимулирование бизнеса и прочее – это второстепенные цели».

 

Вот так-то ….. Спасибо за откровенность. Наконец-то Вы, уважаемые реформаторы, перестали «юлить» и либезить перед малым бизнесом и произнесли слова правды. Оказывается стимулирование малого и среднего бизнеса, являющегося в любой цивилизованной стране курицей, несущей «золотые яйца» и одним из основных кормильцев и оплотов стабильности этого же государства, для Вас являются «второстепенной целью».

 

Не перепутали ли Вы местами, господа, телегу и коня? Так и хочется задать вопрос - «При таком отношении к бизнесу, что Вы в недалеком будущем собираетесь «жрать»? Друг, друга?» Можно и более политкорректно: «При такой экономической политике, за счет чего и как, Вы в недалеком будущем собираетесь наполнять бюджет, трудоустраивать и кормить свой народ?».

 

Для дотошного читателя детализирую налоги по з/п (данные из реальной бухведомости, если в штате 1 человек).

 

Для того, чтобы работнику выплатить на руки 1000 грн. необходимо перед этим заплатить государству:

33,2% - пенсионный фонд (из фонда з/п, который должен быть равным1220.4 грн.) - 405,17грн.

2% - пенсионный фонд из з/п, - 24,41 грн.

1,4% - соц.страх с фонда з/п - 17,09 грн.

1% - соц. страх с з/п - 12,2 грн.

1,6% - на безработицу с фонда з/п - 19,53грн.

0,6% - на безработицу с з/п - 7,32 грн.

1,06% - несчастный случай с фонда з/п. - 12,94грн.

15% - налог с дохода физлиц (за вычетом налогов с з/п ранее высчитанные, равные в сумме 43,93 грн. см. выше)- 176,47 грн.

 

Итого общая сумма налогов, которые необходимо заплатить государству, чтобы получить чистыми на руки 1000грн. составляет: 405,17+24,41+17,09+12,2+19,53+7,32+12,94+176,47=675,09 (грн), т.е. 67,509%.

 

Олег Онисько,
г. Харьков

 

 

 

 

www.ua-banker.com

Статьи, размещаемые в данном проекте, перепечатываются из других источников без купюр и изменений. Ответственность за достоверность материалов проект не несет. Редакция проекта и Лупоносов А.В. могут не разделять точку зрения автора данных публикаций.

 

 

www.ua-banker.com

Просмотров: 4299
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
Показать комментарии (6) Скрыть комментарии Обновить
Спасибо!
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:
Повторите изображенный на картинке код*:
Защитный код