Крупный российский банк в Украине оказался в центре скандала из-за местного олигарха
Крупный российский банк в Украине оказался в центре скандала из-за местного олигарха
7 июня 2017 | 03:20

Последние 3 года банковский рынок в Украине трясло. Нацбанк объявил чистку и закрыл около 40% финансовых учреждений. Крупнейший в стране “Приватбанк”, принадлежащий швейцарско-днепропетровскому олигарху Игорю Коломойскому, был национализирован. Украина ввела санкции против украинских «дочек» российских банков — “Сбербанка”, ВТБ и “Внешэкономбанка”, и те выставили их на продажу.

 

“Проминвестбанк” — как раз одна из таких дочерних структур, принадлежащих российскому “Внешэкономбанку” — входит в перечень крупнейших банков Украины. Недавно о желании его приобрести заявил владелец и президент компании DCH Александр Ярославский. Такое заявление спровоцировало волну экспертных обсуждений в СМИ. Аналитики принялись разбирать реальные возможности бизнесмена купить этот банк и причины, которые могут помешать харьковскому олигарху претендовать на покупку финучреждения. Эксперты также говорят о наличии скрытых мотивов в приобретении “Проминвеста”, приводя примеры реализованных в недалеком прошлом схем по завладению активами.

 

Мы собрали озвученные в СМИ комментарии экспертов, проливающие свет на одну из самых обсуждаемых сделок, и позицию самого Александра Ярославского.

 

Репутационный шлейф

 

Исполнительный директор АП «POLITCONSULTANT.org» Николай Волгов заявил в комментарии «Апострофу», что негативный имиджевый шлейф, скорее всего, помешает Ярославскому претендовать на покупку «Проминвестбанка»». «С деловой репутацией и финансовым положением инвестора Александра Ярославского как раз и проблемы. Еще при режиме Януковича он был самым богатым харьковчанином. Распродавая свои активы, продал Фирташу черкасский «Азот», а Курченко – ФК «Металлист» и модернизированный полностью за государственные деньги к «Евро-2012» стадион. А уже в 2014 году избавился от своей доли в девелоперской компании «XXI век»», – отметил эксперт.

 

Резюмируя сказанное, Николай Волгов добавил, что предыдущая бизнес-активность Александра Ярославского уже нанесла вред Украине, и, с учетом связей бизнесмена с Россией, руководитель компании DCH вряд ли сможет претендовать на покупку «Проминвестбанка».

 

«Еще одна грандиозная тема – это уголовные дела, связанные с экспериментами над Харьковским тракторным заводом. В частности, на заводе была проведена подготовка к демонтажу с целью дальнейшего вывоза в Россию оборудования литейных цехов.

 

К переправке за границу была подготовлена и техническая, и конструкторская документация на продукцию завода. Вывезти завод не удалось благодаря вмешательству СБУ. На ХТЗ в период с марта по апрель 2016 года было проведено 4 обыска, в результате которых арестованы счета и имущество предприятия.

 

Кстати, по данным Минобороны, ХТЗ являлся монополистом в Украине по выпуску торсионов — элементов подвески гусеничной техники. Прекращение их производства представляло бы угрозу безопасности страны. Владелец группы компаний DCH Александр Ярославский приобрел контрольный пакет акций ХТЗ у структур, которые контролирует российский олигарх Олег Дерипаска, который также является кумом Ярославского. Покупку Ярославского еще тогда оценили как имиджевую “рокировку”: завод как будто продали в украинские руки, но в то же время российский олигарх Дерипаска сохранил над ним контроль», — сообщил Волгов.

 

Несоответствие законодательству

 

По словам руководителя Центра политической разведки Олега Постернака, будучи фигурантом громких коррупционных скандалов в Украине, Александр Ярославский априори не может претендовать на покупку какого-либо крупного финансового актива. В комментарии rbc.ua Олег Постернак дал следующую оценку деятельности Александра Ярославского: «Если подытожить эту тему и добавить к ней другие “инвестиционные проекты” Ярославского – чего только стоит международный скандал с силовым захватом Кременчугского НПЗ, который положил на плечи украинских налогоплательщиков обязанность выплатить $144 млн, и другие “прозрачные” схемы, – можно догадываться, с какой целью Ярославский претендует на крупные активы в этой стране».

 

С подобным мнением солидарны и другие аналитики. В частности, эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Николай Спиридонов заявил в интервью rbc.ua, что деловая репутация и финансовое положение Александра Ярославского прямо не соответствуют требованиям Закона Украины «О банках и банковской деятельности» для приобретение финансовой структуры.

 

«Ярославский реконструировал за счет государства стадион “Металлист”, затем продал его Сергею Курченко, заработав на этом $50 млн. Стоит упомянуть скандал вокруг рейдерского захвата Кременчугского НПЗ “Укртатнафта” компаниями, аффилированными с группой “Приват” Коломойского и DCH Ярославского. Сегодня Татарстан судится с Украиной в европейских судах, требуя компенсацию в $144 млн, а также возврата утраченных акций “Укртатнафты”.

 

Как уверяет сама компания, ее деньгами завладели мошенническим путем. Как минимум эти факты уже не соответствуют требованиям пункта 2 части 8 статьи 34, а также пункту 2 части 10 статьи 34 Закона Украины «О банках и банковской деятельности, – отметил эксперт. — НБУ даже на основании только пункта 2 части 15 статьи 34 Закона Украины “О банках и банковской деятельности” может запретить Ярославскому принимать участие в покупке любого финансового актива, банка и прочего. Сам собой напрашивается вывод о несоответствии финансового состояния и имущественного положения данного субъекта требованиям, установленным Национальным банком Украины».

 

Чужие интересы

 

Еще одним вопросом, всплывшим в связи с заявкой о покупке «Проминвестбанка» Александром Ярославским, стали мотивы приобретения этого актива. По словам украинского публициста и политического эксперта Украинского института анализа и менеджмента политики Владимира Воли, вполне вероятно, что за действиями Александра Ярославского на самом деле стоит Игорь Коломойский.

 

Такое мнение публицист выразил у себя на странице в Facebook, заявив: «Одной из “опор” переформатирования И. Коломойского может быть известный бизнесмен А. Ярославский, который является его давним партнёром. О нём длительное время вообще ничего не было слышно, он никуда не инвестировал. Но тут вдруг всплыл в международном скандале, связанном с Кременчужским НПЗ и нашим ОПЗ. По информации, опубликованной в СМИ, такую схему, как Коломойский и Ярославский применяли к ОПЗ, они пытаются применить и к банку “Проминвест”.

 

Кроме того, по словам эксперта Украинского института анализа и менеджмента политики, множество его коллег разделяют подобное мнение. В частности, он прокомментировал интервью президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, который также назвал Ярославского несамостоятельной фигурой. Владимир Воля написал: «Вполне реально, что за Ярославским в вопросах продажи ОПЗ и российского “Проминвестбанка” стоит И. Коломойский. Аргументация, которую привёл А. Охрименко по многим ситуациям, указывает именно на такой вариант».

 

Старые связи

 

Стоит отметить, что Александра Ярославского уже подозревали в том, что он может действовать в интересах Игоря Коломойского при покупке крупных активов.

 

В частности, речь идет о приобретении Ярославским частного акционерного общества «Сухая Балка», которое стало неожиданностью для многих в экспертных кругах. По словам вышеупомянутого президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, экономически обоснованных предпосылок для покупки Ярославским частного акционерного общества «Сухая Балка» нет — очевидно, он приобретает его не для себя. «Активов по добыче полезных ископаемых в группе DCH нет, ее бизнес-интересы фокусируются на девелопменте, машиностроении, транспорте. На данный момент экономически обоснованных предпосылок для покупки Александром Ярославским непрофильного актива ЧАО “Сухая Балка” нет. У Ярославского достаточно собственных проблемных бизнесов, а горно-обогатительный комбинат – не его профильный актив и точно не служит развитию его бизнеса, а наоборот, в данной конфигурации – это лишний балласт», – отметил эксперт, добавив: «Вероятнее всего, он приобретает его не для себя. Учитывая недавний опыт с Одесским припортовым заводом, это вполне может быть покупкой в интересах Коломойского. Бывшему владельцу “Приватбанка” принадлежал ГОК “Сухая балка”, и это предприятие является для него профильным активом, в 2007 году он лишился его, но, как говорится, “мечтал вернуть”.

 

В свою очередь, Николай Спиридонов, комментируя банковский опыт Ярославского с «Укрсиббанком» отметил, что к продаже актива и последующим действиям бизнесмена есть много вопросов. «В 2006 году удивление аналитиков вызвала продажа украинским бизнесменом Александром Ярославским 51% акций «УкрСиббанка» французскому BNP Paribas. Зачем было продавать банк, который на тот момент входил в пятерку наиболее успешных банков страны с активами в 5,7 млрд гривен? К тому же, вывод банка из бизнес-группы без адекватной замены, по мнению экспертов, был нецелесообразным, что бизнесмен уровня Ярославского не мог не понимать. Однако если посмотреть на это с другой стороны, то многое становится очевидным. В 2006 году в Соединенных Штатах начинался мировой кризис. Скорее всего, Ярославский понимал, что вскоре этот процесс, докатится и до Украины. Александр Ярославский, наперекор младшему бизнес-партнеру Эрнесту Галиеву, выходит из состава собственников «УкрСиббанка», продав акции мажоритарному собственнику банка — французской банковской группе BNP Paribas«, — говорит Спиридонов.

 

Эксперт отмечает, что, согласно информации из открытых источников, условиями сделки было предусмотрено, что «УкрСиббанк» сохранит стратегию развития как универсального банка, и к тому же основной состав существующего топ-менеджмента будет сохранен. «Действительно долгое время после покупки «УкрСиббанка» группой BNP Paribas главным человеком в банке оставался его продавец Александр Ярославский, который активно начал наращивать выдачу многомиллионных кредитов без соответствующей системы риск-менеджмента. Оценка надежности возврата кредитов не проводилась, просто увеличивались объемы без соответствующего финансово-экономического обоснования. При менеджменте Ярославского в «Укрсибе» неплатежи по розничным кредитам возрастали, отмечался и кризис неплатежей по корпоративным кредитам. Среди компаний, задолжавших банку от $10 млн, были «Райз», «Укррос», «XXI Век», ИСД, «Караван». Были увеличены лимиты компании АИС нардепа Дмитрия Святаша, которая впоследствии стала одним из самых проблемных должников банка», — подчеркнул он.

 

С приходом кризиса в Украину и началом проблем по невозвращению кредитов, следующим шагом Ярославского стало создание коллекторской компании, выкуп долгов и последующее их возвращение с 30-процентной прибылью, вероятно, в свой карман. По сути, Ярославский поступил с французами следующим образом — группа DCH у своих же фирм за комиссионные возвращала задолженности для «Укрсиббанка», считает эксперт.

 

По словам Спиридонова: «Это результаты анализа, который мы можем провести просто со стороны. Понятное дело, что у специальных структур больше возможностей вникнуть в подробности, имея доступ к соответствующей информации. Но, как минимум, это серьезная информация для размышления ответственным лицам, которые принимают решения, давать ли тому или иному бизнесмену “зеленый свет” на покупку финучреждения. И очередное доказательство того, что не всегда то, что выдают за “успешный проект”, таковым является. «Укрсиббанк» — серьезная финансовая структура с хорошей репутацией, но вот история с “успешной” продажей Ярославским своей доли и последовавших действий содержит очень много подводных камней, и возникает большое количество вопросов, на которые хотелось бы услышать ответы».

 

В свою очередь, сам президент компании DCH Александр Ярославский предпочитает не комментировать своих связей с совладельцем группы «Приват» экс-главой Днепропетровской ОГА Игорем Коломойским. В своем недавнем интервью на censor.net Ярославский ушел от прямого ответа журналисту касательно того, покупает ли он «Проминвестбанк» в пользу Игоря Коломойского. Вместо этого бизнесмен предпочел отшутиться: «Послушайте, у меня пятеро детей. Зачем мне Коломойский? Коломойский пусть сам заботится о своих детях. Если мои дети узнают, что я что-то покупаю в интересах кого-то другого, а тем более банк, они меня живьем съедят. Пусть те, кто такое говорит, посмотрят на мою дочь. Тогда они поймут, что я буду работать только в интересах своих детей, а не кого-то еще».

 

Видимо, для того чтобы не давать ответ на прямой вопрос, у Александра Ярославского есть свои причины.

 

www.ua-banker.com

Просмотров: 1661
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
Показать комментарии (0) Скрыть комментарии Обновить
Спасибо!
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:
Повторите изображенный на картинке код*:
Защитный код