У Порошенко отсутствует политическая воля к реальной борьбе с коррупцией — Deutschlandfunk
У Порошенко отсутствует политическая воля к реальной борьбе с коррупцией — Deutschlandfunk
29 ноября 2017 | 01:15

Борьба с коррупцией в Украине — это отдельный театр военных действий, исход которых имеет решающее значение. Нужно покончить с такими явлениями как кумовство и непотизм во многих областях — в политике, в здравоохранении, в оборонной промышленности, в распределении государственных заказов, в строительстве.

 

По инициативе президента Петра Порошенко в Украине с большой помпой было отмечено предоставление украинцам в середине июня этого года права безвизового въезда в страны Евросоюза. Однако до сих пор Украина зависит от кредитов и западной помощи. Но эта поддержка связана с некоторыми условиями. И поэтому на проходившем в минувшую пятницу в Брюсселе саммите Евросоюза, посвященном программе «Восточное партнерство», речь, в конечном итоге, шла о том, насколько Украина готова к проведению реформ.

 

Об этом говорится в статье Йоханны Херцинг для немецкого издания Deutschlandfunk.

 

Неудачи и застой в определенных областях правительство Украины охотно объясняет сложной военной ситуацией на востоке страны. Вот что говорит по этому поводу Мириам Космель, которая уже много лет руководит Фондом Фридриха Наумана (Friedrich-Naumann-Stiftung) в Киеве, а также является экспертом по Восточной Европе Фонда Бертельсмана (Bertelsmann-Stiftung): «Не имеет никакого смысла постоянно говорить о том, какое влияние оказывает война на востоке страны. Это просто отговорка. Разумеется, Украина находится в крайне сложном положении из-за проводимой русскими гибридной войны. Однако для украинской внутренней политики война на востоке страны должна послужить поводом для того, чтобы сделать Украину страной, свободной от коррупции».

 

Борьба с коррупцией в Украине — это отдельный театр военных действий, исход которых имеет решающее значение. Из-за критичной оценки со стороны Запада, а также из-за отношения самих украинцев. Ведь многие люди рассматривают Евромайдан, так называемую «Революцию Достоинства» 2014 года, прежде всего как протест против повсеместной коррупции. Нужно покончить с такими явлениями как кумовство и непотизм во многих областях — в политике, в здравоохранении, в оборонной промышленности, в распределении государственных заказов, в строительстве.

 

Евгения Губкина, архитектор из Харькова, недовольна сложившейся ситуацией, в том числе в ее родном Харькове.

«Наше городское правительство раздает земельные участки людям и говорит, что это все частные лица, которые объединяются между собой и строят для себя новые дома, — говорит она. — Но это были городские земли, то есть общественная собственность, это были наши строительные участки! Позднее выяснилось, что это были не частные лица, а представители одного монополиста из Харькова, местной строительной фирмы. Все эти земельные участки перешли в собственность этой фирмы. Затем там начали строить эти ужасные здания. Все это типично для Украины — государственные управленческие структуры и бизнес сливаются друг с другом».

 

Харьковское НКО «Антикоррупционный центр» обратилось в суд по этому делу. Хотя следствие еще не закончено, строительство на этом участке продолжается.

 

Дмитрий Булах является руководителем этого НКО. Он представляет либеральную партию «Самопомич» в региональном совете Харькова. Вот что он говорит: «Общество теряет общественные ресурсы из-за злоупотреблений в области расходования бюджетных средств. Проведенные недавно опросы общественного мнения показывают, что борьбе с коррупцией придается все большее значение. Борьба с коррупцией становится главной темой по всей стране. Многие люди будут голосовать на следующих выборах, руководствуясь именно этим критерием».

 

Организация Transparency International в своем коррупционном индексе ставит Украину на 131 место. Тогда как Грузия занимает там 44 место. Грузия намного меньше Украины, однако она тоже находится в процессе трансформации, и ее часто сравнивают с Украиной.

 

«Есть много стран, которые находились в подобной ситуации, — говорит Дмитрий Булах. — Если присутствует политическая воля, то можно всего добиться. Это видно на примере Грузии. Однако у нас, к сожалению, такой воли нет. Президент Украины победил в первом туре выборов, он обладает значительной легитимацией, однако он практически ничего не сделал. Проблема в том, что в нашей стране у руля находится старая политическая элита».

Молодой политик Булах подвергает резкой критике руководство своей страны. По его мнению, коррумпированные группировки периода правления Януковича можно было бы разрушить сразу после Евромайдана, если бы было желание.

 

Как отмечается в публикации, после отмены визового режима и вступления в силу Соглашения об ассоциации с Евросоюзом перестали действовать стимулы, имевшие важное значение для проведения реформ.

 

«Я убежден в том, что Евросоюз должен оказывать значительно большее давление, — говорит политик Дмитрий Булах. — Евросоюз предоставляет нам кредиты и деньги по определенной программе. Я могу назвать некоторые примеры того, как разворовывались предоставленные денежные средства, а затем писались фиктивные отчеты. Сообщалось о том, что проект реализован, но так было только на бумаге. Поэтому нужно оказывать больше давления, а деньги следует давать только тогда, когда будут достигнуты определенные промежуточные цели. То есть: сначала работа, а потом деньги. А не наоборот. В этом случае деньги будут предоставлены, а затем они просто исчезнут».

 

Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ), если судить по рекламному ролику, проводит успешную работу, что, в конечном итоге, объясняется давлением со стороны международных кредиторов. Это созданное примерно два года назад ведомство считается независимым и активным, однако, по мнению юриста Космель, его полномочия ограничены.

 

«С 2016 года в суд было направлено 70 или 80 дел по обвинению в коррупции, однако лишь по трети из них были проведены расследования. И в этом проблема — несмотря на наличие антикоррупционного бюро, то есть НАБУ, а также особой прокуратуры, правосудие не осуществляется», — отмечает Космель.

 

При существующей судебной системе, как считают многие, дела против коррупмированных политиков, чиновников и  предпринимателей теряются в судебной волоките. Поэтому украинские НКО, организация Transparency International, а также Венецианская комиссия Совета Европы уже давно требуют создания специального антикоррупционного суда.

 

Поначалу президент Порошенко выступал против. Он считал, что достаточно будет создать новые палаты в уже существующих судах, и так будет быстрее. В последнее время Порошенко, кажется, готов уступить по данному вопросу, однако предстоит еще упорная борьба. Вот что говорит политолог, сотрудник расположенного в Киеве Института евроатлантического сотрудничества Андреас Умланд:

 

«Здесь мы видим борьбу, так сказать, между представителями старого режима и представителями общества, которые, в отличие от оранжевой революции 2004 года, не собираются ослаблять мобилизацию после победы революции 2014 года и продолжают настаивать на проведении до конца объявленных реформ. В настоящее время здесь существует значительная напряженность в политической системе, и, возможно, следует ожидать новой политической дестабилизации».

 

В октябре, к примеру, все выглядело так, как будто вскоре произойдет новый Майдан, говорится в статье. Собравшиеся перед Верховной Радой, украинским парламентом, демонстранты требовали, в частности, отмены депутатской неприкосновенности, реформы избирательного законодательства, а также более эффективной борьбы с коррупцией.

 

Эти протесты были инициированы бывшим президентом Грузии и бывшим губернатором Одесской области Михаилом Саакашвили, который в настоящее время ведет борьбу с президентом Порошенко.

 

«Игроки из гражданского общества, выступающие против коррупции, испытывают масштабное и систематическое давление со стороны руководства страны. И это происходит, к примеру, с помощью законов, на основании которых неправительственные организации подлежат строгому финансовому контролю, а также с помощью целенаправленных кампаний по дискредитации. И поэтому спустя более трех лет после «Революции Достоинства» есть еще много людей, которые выступают за создание современной, демократической и правовой Украины и которые многое для этого делают. Но существует также разочарование по поводу того, насколько неподатливыми все еще являются старые структуры. По мнению многих людей в стране, современное руководство Украины составлено, в основном, из тех политиков, которые пытаются сохранить старые порядки и стремятся к собственному обогащению», — указывает автор публикации.

 

 

 

www.ua-banker.com

Просмотров: 1199
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
Показать комментарии (0) Скрыть комментарии Обновить
Спасибо!
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:
Повторите изображенный на картинке код*:
Защитный код