Продолжаем публикацию журналистского расследования по банку «Надра».  (Фото документов)  Часть 3
Продолжаем публикацию журналистского расследования по банку «Надра». (Фото документов) Часть 3
14 апреля 2009 | 12:22

Продолжаем публикацию журналистского расследования по банку «Надра». В первой части расследования была описана сделка по предоставлению Государственным ипотечным учреждением (ГИУ) 700-миллионного кредита банку «Надра».Частный банк «Надра» выкупил облигации у ГИУ на кредитные государственные деньги от… того же ГИУ.
 
Во второй части журналистского расследования были опубликованы факты о том, что по Закону «О НБУ» Нацбанк имел право выдать «Надра» банку не более 1,294 млрд. грн. рефинансирования, а реально первые же кредитные транши в адрес банка «Надра» составили 1,5 млрд. грн. – на 206 млн. грн. больше, чем установленные законами и нормами объемы рефинансирования!!!
 
Но это было только начало истории. В данной части – о том, как банк «Надра», помимо первых траншей в 1,5 млрд. грн., «отхватил» за спасибо еще 5,6 млрд. грн.
 
«Колядки и засевания» в НБУ в пользу «Надра» банка
 
Аппетит, как известно, приходит во время еды. И вслед за первыми траншами, составившими в общей сложности 1,5 млрд. грн., банковские комбинаторы решили сыграть еще раз. Уже по-крупному. 30 октября 2008 года, в соответствии с очередным обращением «Надр», Нацбанк принимает постановление №343 «О предоставлении финансирования» и дополнительно открывает для КБ «Надра» кредитную линию рефинансирования в объеме 2 млрд. грн.В качестве обеспечения предоставленного кредита в НБУ было решено принять гарантию банка от 28.10.2008 г. (см. ниже фото документа), включая акции банка, которые должны были быть переданы в пользу НБУ еще согласно гарантии банка «Надра» от 6 октября 2008 года (см. ниже фото документа).


 


 


Соответственно, 31 октября НБУ подписывает с КБ «Надра» кредитный договор №62, в соответствии с которым, банку выдается кредит с лимитом кредитования в сумме 2 млрд. грн., сроком до 27.10.2009 г. (см. ниже фото документа). На протяжении двух месяцев КБ «Надра» обязывался передать собственные вышеуказанные активы в пользу НБУ. Ну, а чтобы не мелочиться, 14 ноября 2008 года НБУ принимает постановление №378 «О внесении изменений в постановление НБУ от 30.10.2008 №343». В котором увеличивает кредитный потолок для КБ «Надра» до 5,6 млрд. грн. и устанавливает новый вид обеспечения возврата в виде «гарантій та порук суб’єктів господарювання. що мають стабільний фінансовий стан». Под такую формулировку можно было «задвинуть» практически любые гарантии. Тем более, что качество данных гарантий определял сам Нацбанк.
 

 

 


Таким образом, по состоянию на конец 2008 года, общая сумма кредита, выданного НБУ банку «Надра», составила 7,1 миллиарда гривен (1500 + 2000 + 3600 млн. грн.). Вот и получилось, в итоге, что банк «Надра» получил в 5,5 раза больше, чем мог рассчитывать в соответствии с п.1.3 Постановления НБУ № 378 от 2006 года, по которому размер кредита рефинансирования не должен был превышать 50% регулятивного капитала банка. А согласно отчетности банка «Надра» на 01.10.2008 его регулятивный капитал составлял 2 588 млн.грн., т.е., банк мог получить кредит в размере не более 1 294 млн. грн., но никак не 7,1 млрд. грн.!!! Кстати, данные о размере регулятивного капитала «Надра» банка на 01.10.2008г. до недавних пор были доступны на корпоративном сайте банка и отображались при использовании функции «Поиск» корпоративного сайта. Теперь же, похоже, эти «неудобные» цифры «подчистили», но данная информация так или иначе уже получила распространение и отражена в целом ряде документов отчетности банка «Надра».
 
Говоря о деньгах, полученных банком «Надра», помимо рефинансирования в объеме 7,1 млрд. грн., следует еще раз напомнить и о средствах, полученных «Надрами» посредством сделки с ГИУ. С учетом двух операций РЕПО (через облигации ГИУ) по 700 млн. грн., проведенным по «мотивам» поставновления №327 от 15 октября 2008 года, «Надра» смог вытребовать у НБУ еще 1,4 млрд. грн., о чем мы уже рассказывали в первой части журналистского расследования. Путем несложных арифметических действий получаем: 7,1 млрд. грн. рефинансирования + 1,4 млрд. грн. стабилизационных кредитов от НБУ (по операциям РЕПО, с использованием облигаций ГИУ) = 8,5 млрд. грн. без обеспечения реальных гарантий их возврата.
 
Кстати, отметим, что 15 декабря 2008г. «РЕПО-постановление» НБУ № 327 было отменено. Что тоже более чем странно. Такое впечатление, что данное постановление НБУ и готовилось исключительно под одноразовую операцию с «Надра» банком, поскольку никто кроме «Надра» банка и не успел им воспользоваться. А как только эта схема была отработана, отменили и постановление, за ненадобностью. Впрочем, уже 20 декабря афера вскрылась. И Премьер-министр Юлия Тимошенко заявила, что во время дополнительной эмиссии гривны в объеме 40,3 млрд. грн., была построена непрозрачная система как установления валютного курса, так и направления этих средств для национальной банковской системы. «Надра» банк и его сделки с НБУ прозвучали на всю страну, в качестве примера непрозрачного направления средств рефинансирования.
 
«Гарантия» от Фирташа – «Фирташева грамота»
 
Видимо, решив хоть как-то прикрыться бумагами, 23 декабря 2008 НБУ и КБ «Надра», в соответствии с требованиями кредитного договора №62 от 31.10.2008, заключают договор залога имущественных прав за №1125 в объеме 3,2 млрд. грн.
 
А за месяц до этого, НБУ подписывает с компанией «GroupDFLimited» договор поручительства от 18.11.2008 г., в соответствии с условиями которого, поручитель обязуется возвратить кредит в объеме, который не будет превышать 4 млрд. грн. в срок до 27.10.2010 г. (см. ниже фото документа).
 


Но весь фокус заключается в том, что «Надра» должны были возвратить деньги на 1 год раньше - в 2009 г. Кроме того, в договоре поручительства неправильно указывается номер постановления Правления НБУ, в соответствии с которым и предоставлялся кредит, а значит, гарантии GroupDFLimited являются недействительными (см. ниже фото документов).


 


 
Поэтому все заявления господина Фирташа о том, что он де дал личные гарантии по обязательтсвам «Надр» – не более чем дымовая завеса, имеющая целью отвлечь внимание от аферы с банком. Это, выражаясь человеческим языком, очень похоже на циничный осознанный и ничем не прикрытый обман: на словах «гарантии», а на деле – ничего не стоящие бумажки, за которые и привлечь то к ответственности (в части погашения долговых обязательств) некого. Другой вопрос, что по факту столь циничного обмана и документального подлога, очевидно, может и должна последовать правовая, а точнее сказать – уголовная ответственность, для лиц, составлявших и бравших в обеспечение «фирташевы грамоты».
 
«На коня» – «стабилизец»
 
Финальным «пятачком в копилку» «Надр» от великодушного Нацбанка должен был стать стабилизационный кредит в размере 3 миллиардов гривен. И 20 января 2009 года НБУ принимает постановление №18/БТ «О предоставлении ОАО КБ «Надра» стабилизационного кредита на общую сумму 3 млрд. грн»  
 
 
Тем самым высшее руководство НБУ нарушило требования ст. 86 Закона Украины «О государственном бюджете Украины на 2009 год», в соответствии с которой без согласования с КМУ такие решения не должны были приниматься. Не обратил внимания Нацбанк и на отрицательное решение (от 17.01.2009 г №2-г) комиссии по рассмотрению финансового состояния банка «Надра». Комиссия была создана ГУ НБУ в Киеве и Киевской области (см. ниже фото документа).
 

 

 

 
Кстати, в качестве обеспечения этого стабилизационного кредита, руководство КБ «Надра» в который раз совершенно беззастенчиво предлагало в залог имущественные права на средства, которые должны были поступать по кредитным договорам от их клиентов. Перечень этих договоров был составлен, и передан в залог в пользу
НБУ. Хотя эти же самые договора, к тому времени уже находились в залоге у Государственного ипотечного учреждения по кредитному договору


от 15.10.2008г №7/1 с КБ «Надра». Об этом свидетельствует юридическая экспертиза № 77-108/1096 от 19.01.2009 г. переданного перечня, которая была проведена Дирекцией по банковскому регулированию и надзору НБУ .


 
В конце января окружной административный суд города Киева вынес решение, удовлетворив иск правительства, и приостановил перечисление Национальным банком 3 млрд. гривен. По этому поводу премьер-министр Юлия Тимошенко заметила: «Господин Фирташ со своими высокодолжностными покровителями немножко отдохнет перед тем, как получить такие огромные государственные средства, которые предназначены для поддержки страны в кризисной ситуации, а не для поддержки тех, кто лишился газового бизнеса».
 
К расчету!
 
В итоге такого «плодотворного» взаимодействия Нацбанка и «Надр» в IV квартале 2008 г., банк «Надра» только 47% из полученных от НБУ кредитов рефинансирования направил на реальное поддержание ликвидности банка, а именно:
 
- Возврат средств бюджетных организаций                     - 310 млн. грн;
- Возврат средств юридических лиц                                   - 1 990 млн. грн.
- Возврат средств физических лиц                                      - 1 380 млн. грн.
  Всего                                                                                       – 3,68 млрд. грн.
 
На оставшиеся, банк «Надра», видимо, и спекулировал, покупая у НБУ по льготному курсу иностранную валюту, а в дальнейшем продавая ее по рыночному курсу. По некоторым оценкам, за период октябрь-декабрь 2008 года банком была приобретена валюта на общую сумму 4 млрд. 638 млн грн. (66%) от полученных им средств рефинансирования. Тем более что внешние заимствования банка, для погашения которых нужна была валюта, были не настолько большими, как заявляло руководство «Надр». Так, в 4 квартале 2008 года банком были возвращены привлеченные от нерезидентов средства в размере 234 млн. USDи 110 млн. ЕUR. В перерасчете на гривны, это примерно что-то около 3 млрд. грн.
 
Но в этот же период банку поступили ранее размещенные на межбанковском рынке Украины средства в размере 240 млн. USD и 30 млн. ЕUR. Что почти покрывало долги банка перед нерезидентами! В 4 квартале международным организациям банком «Надра» были погашены кредиты в сумме 63 млн. USD и 3 млн. EUR. В то же время международные организации возвратили банку эти средства в суме 680 млн. грн. (или 88,3 млн. USDпо текущему курсу). Реально Банк «Надра» вернул межбанковских кредитов в сумме 610 млн. грн. банкам Украины и 70 млн. EUR - нерезидентам (эквивалент составляет 1 260 млн. грн.).
 
«Багнет» уже писал о том, куда девали «Надра» деньги, полученные от НБУ. Вкратце напомним, что банк «Надра» направлял их на выдачу новых кредитов банкам Украины на 570 млн. грн и 25 млн. USD (эквивалент составляет 760 млн. грн.), с последующей их выдачей конкретным клиентам, а также на предоставление новых кредитов юридическим и физическим лицам банка в сумме 2 100 млн. грн. Улавливаете? Вместо того, чтобы рассчитываться по долгам, возникшим у «Надр» после всех «заимствований» у НБУ, люди стоящие за «Надрами», стали вновь и вновь наращивать эти самые долги! Логика в таких действиях отсутствует полностью, если конечно же, брать во внимание формальную сторону дела. А если представить, что все эти раздачи кредитов «Надрами», не более чем закамуфлированный откат за средства, предоставленные НБУ в размере 8,5 млрд. грн., которые изначально никто и не собирался отдавать?! Тогда, конечно, все логично…
 
Естественно, такие операции не способствовали улучшению финансового состояния банка. Об этом свидетельствуют отказы банка в проведении платежей клиентов и их регистрация на внебалансовом счете в сумме более 120 млн. грн. как суммы, не проведенные по вине банка на 01.01.2009 г., а также невыполнение банком экономических нормативов адекватности регулятивного капитала и мгновенной ликвидности.
 
Кстати, одна из крупнейших аудиторских контор мира отмечала плохое качество активов «Надр». Фактически банк не принял мер для улучшения финансового состояния и не сформировал дополнительные резервы для увеличения уставного капитала. Также менеджмент банка проигнорировал запрет на выдачу новых кредитов и покупку ценных бумаг. А сокращением административных расходов, о которых говорили аудиторы, занялась лишь временная администрация банка уже в марте нынешнего года.
 
И, как уже писал «Багнет», по сегодняшний день миллионы вкладчиков «Надра» банка в лучшем случае вырывают в отделениях банка по 200 гривен подачки в день, занимая очередь с ночи. А политики тем временем рассуждают о том, что беспредел такого уровня в банковской сфере – это уже не предмет юриспруденции, а злосчастная «политическая целесообразность», когда виновных не привлекают к ответственности из каких-то мнимых «государственных интересов».
 
Видимо, сейчас на теме «Надр» идет политический торг. И никто из тех, кому это положено по роду службы, не рискует назвать вещи своими именами. А говоря точнее – квалифицировать действия участников и исполнителей аферы по соответствующим статьям Уголовного кодекса. Ведь вор должен сидеть в тюрьме. Но политики в погонах и при должностях в правоохранительных органах, видимо, боятся этой простой истины и той информации, которой располагают по делу о рефинансировании «Надр». Ведь без определенных гарантий на самых высоких этажах Печерских холмов никто бы не осмелился проворачивать финансовую аферу подобного уровня. Об этом – в следующих публикациях...

 

 

Часть № 1  http://ua-banker.com.ua/news/financial/830/

Часть № 2  http://ua-banker.com.ua/news/financial/831/

Просмотров: 2170
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
Показать комментарии (2) Скрыть комментарии Обновить
Спасибо!
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:
Повторите изображенный на картинке код*:
Защитный код